ГОВАРД САСПОРТАС. ГЕРАКЛ и ГИДРА.

НАЧАЛО – ВСТРЕЧАЯСЬ СО ЗВЕРЕМ.

Геракл побеждает Гидру.

Геракл побеждает Гидру.

В своём путешествии индивидуации Геракл должен совершить двенадцать подвигов. Восьмой подвиг, умерщвление гидры, проливает свет на типы уроков и проблем, с которыми мы сталкиваемся посредством знака Скорпиона и планеты Плутон. Транзиты Плутона, в частности, нередко указывают на тот этап в нашей жизни, когда мы должны вступить в битву с Гидрой, зверем внутри нас.

Восьмой подвиг Геракла начинается с того, что его учитель ставит перед ним задачу умерщвления Гидры — девятиголового чудовища, свирепствовавшего на земле Лерны. Но перед тем как отправиться на поиски Гидры, Геракл получает от своего наставника один совет: «Мы поднимаемся, становясь на колени; мы побеждаем, сдаваясь; мы получаем, отказываясь». Снаряжённый дубинкой и афоризмом, Геракл начинает поиски зверя. Его трудно найти — подобно захороненным эмоциям, которые упрятаны в ил и тину нашего бессознательного, гидра таится в пещере вечной ночи (Alice Bailey, “The Labours of Hercules” (London: Lucis Press, 1977), p. 67) рядом со стоячим болотом: то есть, в той части нас, которая больше всего сопротивляется освещению или рациональному объяснению.

Обнаружив пещеру, Геракл пускает внутрь неё стрелы, надеясь выманить Гидру наружу, но она не шевелится. В конечном счёте он макает стрелы в смолу, поджигает их и пылающими шлёт в логово чудовища. Приведённая в ярость, смертоносная и мстительная, оно выходит из своего жилища. Пуская горящие стрелы в пещеру, Гераклу удаётся вытащить Гидру из укрытия. Подобным образом во время транзитов Плутона мы сознательно или бессознательно вызываем ситуации, которые вынуждают столкнуться со зверем внутри нас, или в тех, кто вокруг. И вот, Гидра в болоте со стоящим над ней Гераклом. Используя проверенную дубинку он противостоит Гидре и пытается снести ей головы, но стоит упасть одной, на её месте появляются три новых.

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к “Божественной комедии” Данте. 1480-е

Его попытка убить Гидру таким способом отображает то, как мы пытаемся уничтожить наши звериные чувства, отделяя их от сознания. Но несмотря на это они продолжают появляться снова, с каждым разом всё более разгневанные и интенсивные. В конце концов Геракл вспоминает совет своего учителя: «Мы поднимаемся, становясь на колени; мы побеждаем, сдаваясь; мы получаем, отказываясь». Вместо того, чтобы наносить удары стоя, он, погрузившись в зловонную слизь, опускается на колени в болото, и поднимает чудовище за одну из её голов к дневному свету, в котором она начинает слабеть. Только находясь в болоте она обладает силой, когда же её выносят на дневной свет, она теряет свою разрушительную мощь. Теперь Геракл может срубить все её головы, и ни одна не отрастает, но после отделения девяти, появляется десятая. Геракл распознаёт её как сокровище и прячет её под скалой.

Что всё это означает? Оставленные гнить в стоячих водах бессознательного, наши слепые инстинктивные побуждения и инфантильные комплексы (наша ранняя разрушительная ярость, ненависть к себе, зависть, ревность, жадность, вожделение и т. д.) имеют над нами огромную власть и контроль. Но, вынесенные на дневной свет, в свет сознания, и удерживаемые там, они начинают терять свою силу. У того, что нами не осознаётся, есть пути, по которым оно незаметно подкрадывается и наносит нам неожиданный удар из-за спины. Однако, если мы что-то в себе осознаём, у нас появляется больше шансов разрешить это. Если мы, например, не принимаем свою скрытую ревность, она найдёт обманные пути, чтобы выразить себя. Наши партнёры ведут себя так, что пробуждают нашу ревность, но мы настаиваем, что ничего такого не чувствуем — даже если следующие несколько дней проводим, действуя холодно и отстранённо, или сердясь на то, как легкомысленно они ведут себя на вечеринках. Но когда мы вытаскиваем свою ревность из болота и выносим её на свет дня, мы создаём возможность подвергнуть исследованию часть самих себя и многое о себе узнать. В процессе анализа мы можем обнаружить в себе эдипово соперничество, о наличии которого в себе не подозревали, или до сих пор непризнанное чувство обиды на наших родителей за то, что они обращали больше внимания на брата или сестру, нежели на нас. Иначе говоря, мы можем обнаружить истоки тех чувств, которые мы испытываем к нынешнему партнёру. При этом мы станем лучше различать, что из того, что мы чувствуем, соответствует текущей ситуации, а что на самом деле относится к неразрешённым эмоциям прошлого. Если мы настойчиво отвергаем свою ревность или убегаем от неё, этот вид исследования невозможен. Гидра остаётся в болоте и сохраняет свою разрушительную власть над нами.

Ян Тороп. Фатальность

Ян Тороп. Фатальность

Тайна победы над гидрой состоит не только в том, чтобы вытащить её из болота. Многие высвобождают Гидру из её бессознательного плена и за это оказываются заключёнными в тюрьму или психиатрическую больницу. Тайна в том, чтобы вытащить её из болота и удерживать её в свете сознания. В терминах психологии удержание близко соотносится с идеей локализации. Удержание означает распознавание и принятие целого ряда чувств, и предоставление им «пространства» без того, чтобы позволить им без разбору выражаться вовне. Мы можем написать о наших эмоциях, изобразить или нарисовать их, либо дать им выразиться в некоторой форме психотерапии или консультирования. Например, в процессе терапии клиент может раскопать глубокий гнев на отца или мать, который затем может перенестись на терапевта. Таким способом терапевтические сессии становятся сосудом, который в состоянии удержать и вместить в себя эти гневные чувства, пока клиент не сможет разрешить их и перенаправить в другие каналы. Не подвергая отвержению, осуждению или порицанию, чувства исследуют и выделяют им пространство. (Даже вне контекста терапии наилучшими являются отношения, способные вмещать в себя как любовь так и ненависть, которую мы неизбежно будем чувствовать к другому человеку. Невозможно быть близко к кому-то без того, чтобы не пробудились наши ранние инфантильные эмоции. Здоровые взаимоотношения могут выдерживать и вмещать в себя как хорошие, так и плохие чувства).

День. Фердинанд Ходлер

День. Фердинанд Ходлер

Когда Геракл вытаскивает Гидру из болота и удерживает её за одну из шей в воздухе, она теряет свою силу. Это нелегко и требует некоторого времени, но это же можно сделать с нашими ревностью, яростью, завистью, вожделением и любыми другими скрытыми в нас основными инстинктивными побуждениями. Мы можем вытащить их из бессознательного, принять их как часть себя (даже если общество говорит нам, что у нас не должно быть подобных чувств) и исследовать их при свете дня. Строя отношения со отвергаемыми до сих пор чувствами, мы создаём возможность трансмутации этих аспектов нашей природы.

После того, как Геракл поднимает Гидру и отсекает девять её голов, появляется десятая, которая являет собой драгоценность. В конце чудовище отдаёт что-то ценное. Поэт Рильке касался подобной темы:

Быть может, все драконы нашей жизни — это принцессы,

которые ждут лишь той минуты, когда они увидят нас

прекрасными и мужественными.

Быть может, все страшное в конце концов

есть лишь беспомощное, которое ожидает нашей помощи.

(Р.М.Рильке, «Письма к молодому поэту»)

Плутон. Очищение

Плутон. Очищение

Посредством принятия, локализации и работы над нашими инфантильными комплексами, мы восстанавливаем связь с теми частями себя, которые изгоняли и подавляли. Даже если эти комплексы появляются снова в негативной форме, содержащаяся в них энергия, однажды отвергнутая, а теперь востребованная назад, со временем станет доступна для интеграции обратно в нашу психику более конструктивными способами. Мы не только высвободим энергию, заблокированную внутри комплексов, но и возвратим для нового применения всю энергию, которую мы использовали для сдерживания своих комплексов. Всё это невозможно, пока мы не станем лицом к лицу со зверем и не примем его обратно в сознание. В итоге битва с нашей Гидрой сделает нас более полно осознающими и присутствующими. Мы больше не будем оставаться отрованными от богатой инстинктивной стороны нашей природы — не будем жить только тем, что выше шеи.

Рильке также писал: «Если мои демоны оставят меня, то, боюсь, мои ангелы тоже разлетятся кто куда». (Р.М. Рильке, Письмо 74 (Briefe aus den Jahren 1907 bis 1914)). Только приняв свою ненависть, мы можем любить. Только приняв свою ярость, мы можем быть понимающими. В противном случае мы только притворяемся, что добры.

Говард Саспортас, «Боги перемен. Боль, кризис и транзиты Урана, Нептуна и Плутона», Глава 8.

Перевод — Сивак Игорь, 2014

Далее: «ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ: ПЛУТОН в ЛЮБВИ»