ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ: ПЛУТОН в ЛЮБВИ

НАЧАЛО – ГЕРАКЛ И ГИДРА

Похищение Прозерпины (Персефоны)

Похищение Прозерпины (Персефоны)

В мифологии Плутон носил шлем, который делал его невидимым, когда он покидал подземный мир. Таким образом он представляет собой силу, действующую под поверхностным уровнем сознания, — грань нашей психики, бессознательно притягивающая ситуации, в которых мы разваливаемся, чтобы опять собрать себя по-новому. Плутон поднимался в верхний мир только дважды: один раз в поисках исцеления раны, а второй — чтобы похитить Персефону. Транзиты Плутона зачастую наиболее остро переживаются через проблемы, связанные со здоровьем и взаимоотношениями. Мы встречаемся с Плутоном в болезни, когда накопленные токсины и яды вытягиваются к поверхности и выходят из тела, чтобы система снова могла нормально функционировать. Мы также сталкиваемся с богом подземного мира во взаимоотношениях, когда выносятся на поверхность и обнажаются эмоциональные комплексы. Транзиты Плутона могут принести новые взаимоотношения или создать напряжение в текущих — напряжения, предназначенные для того, чтобы вызвать и заново пробудить то, что спрятано в нас. Чтобы изложить в деталях и конкретизировать влияния Плутона в этой области жизни, мы опять можем обратиться к мифу.

Прозерпина (Кора)

Прозерпина (Кора)

Весной мы застаём девушку Кору, играющую в поле с другими богинями-девственницами, счастливую и довольную в оберегающих объятиях своей матери, богини земли Деметры. Кора молода и неопытна, она мирно живёт в верхнем мире на поверхностном уровне жизни, но Афродита, покровительница плотской любви, смотрит с Олимпа вниз на Персефону и находит её слишком наивной и невинной, чтобы в это можно было поверить. Выступая в своей роли восстановителя равновесия, Афродита решает преподать Коре урок и приказывает Эросу поразить стрелой любви Плутона (оказавшегося поблизости).

Кора срывает нарцисс, не ведая, что этот цветок связан с подземным миром. Земля разверзается, и из неё появляется Плутон в чёрной колеснице, запряжённой четырьмя огнедышащими конями. Он похищает Кору и увозит её в подземный мир, где и овладевает ею. В один миг её уносят с весеннего луга в верхнем мире в место, мрачное и неведомое — место страсти, секса, и интенсивных чувств. После этого имя Кора меняется на Персефону, что означает «та, которая любит тьму». Инициированная Плутоном в женщину, она больше не дева. По крайней мере символически она освободилась от доминирования своей матери и теперь является самостоятельной женщиной.

Деметра, убитая горем

Деметра, убитая горем

Деметра, обезумевшая от утраты единственной дочери, погружается в глубокую депрессию, и запрещает посевам расти, а деревьям плодоносить. В течении семи лет мир остаётся холоден и бесплоден, в то время как человечество умирает от голода. В конце концов боги, обеспокоенные, что не останется людей, которые будут им поклоняться, выступают посредниками и договариваются о том, чтобы Персефона воссоединилась со своей матерью. Поскольку Персефона в подземном отведала плод граната (символический способ сказать, что кровь пролилась и она потеряла свою девственность), ей позволили возвращаться в верхний мир только на шесть месяцев каждый год. Оставшиеся шесть месяцев она должна проводить со своим мужем Плутоном в роли царицы подземного мира.

Грекам этот миф предоставлял объяснение, как возникли времена года. Перед похищением Персефоны были вечные весна и лето, но теперь всякий раз, когда Персефона вынуждена покидать свою мать и возвращаться в подземный мир, Деметра скорбит — и деревья теряют листья, посевы умирают, и наступает зима. История описывает также переход, ритуал инициации: девушка должна вырваться из матки семьи или предков, чтобы стать самостоятельной личностью.

Прозерпина (Персефона) с гранатом.

Прозерпина (Персефона) с гранатом.

Но независимо от того, какого мы возраста, миф изображает, что происходит, когда мы вовлекаемся в близкие, страстные отношения. Подобно Коре любовь втягивает нас в подземный мир, где мы встречаемся со своими скрытыми эмоциональными комплексами. Тесная связь и близость обнажают потайной внутренний мир всё ещё живого и пинающего наш бессознательный ум младенца — мир страсти, ярости, зависти, ревности, вожделения и жадности. Наш партнёр может быть не в состоянии обеспечить нас именно тем, в чём мы нуждаемся, или чего хотим в конкретный момент, и гневающийся младенец восстаёт. Наш партнёр флиртует с кем-то другим, и внутри нас появляется ревнивый ребёнок, испытывающий страх перед оставлением и смертью. Временами нам хочется убить своих возлюбленных, и бывают моменты, когда мы хотим уничтожить или испортить взаимоотношения, потому что негодуем на власть, которую имеет над нами партнёр, обуславливая то, счастливы мы или печальны, удовлетворены или неудовлетворены. Тесная связь возбуждает в нас все эти чувства. А нам говорили, что любовь это состояние, приносящее радость.

В конечном счёте Персефона становится хозяйкой двух миров. Она дома в верхнем мире, живя на поверхностном уровне жизни. Она может быть легка, естественна, весела, невинна и хороша в светской беседе. Но она также знакома с подземным миром, у неё есть контакт с более тёмными чувствами, обитающими за порогом сознания. Во время важных транзитов Плутона, мы также можем переживать опыт Персефоны: опыт необходимости столкновения с подземным миром собственных деструктивных чувств посредством катализатора, которым являются близкие взаимоотношения. Подобно Персефоне, наше текущее чувство «я» насилуется Плутоном, и мы больше узнаём о том, кем являемся, и что таится глубоко внутри нас. И, как Персефона, мы можем родиться снова, новой и более целостной личностью.

ПЛУТОН: БАЛАНСИРОВЩИК

Похищение Прозерпины (Персефоны)

Похищение Прозерпины (Персефоны)

В мифе о Персефоне Афродита использовала Плутон, чтобы достичь своих целей — взять невинную и наивную деву Персефону и инициировать её в другую сторону жизни. В этом смысле Плутон действует как балансировщик: где бы эта планета ни проходила транзитом в карте, там нам показывают другое измерение нас самих, ту сторону, которую мы игнорировали или отвергали. Если мы слишком отождествляемся с мужскимпринципом или анимусом (власть, утверждение и внешние достижения), транзит Плутона может отнять у нас нашу власть и энергию ради того, чтобы мы наладили связь с женской стороной жизни, с анимой – царством души, чувств и взаимоотношений. Если мы чрезмерно отождествляемся с анимой и устанавливаем свою идентичность главным образом через нужду или желания другого в том, какими мы должны быть, тогда Плутон может лишить нас этих взаимоотношений, вынуждая нас узнать, кем мы по праву являемся. Если мы что-либо возомнили о себе, — будучи убеждены, что представляем собой богов или сверхчеловеческих существ, — транзиты Плутона поставят нас на место. Если мы приняли на веру систему ценностей нашей культуры и общества, Плутон столкнёт нас с выборами и искушениями, которые уведут нас от норм и продемонстрируют (к нашему потрясению и удивлению) другие стороны нашей природы и другие пути управления жизнью, радикально отличающиеся от тех, которые пытались нам внушить родители и общество.

Плутон насылает фурии

Плутон насылает фурии

Плутон также является мстителем естественных законов. Каждое живое существо имеет своё место и свои ограничения: если мы выходим за эти ограничения слишком далеко, мажорный транзит Плутона вызовет на нас Фурий. Плутон может сделать это посредством болезни, когда боль и недомогание являются посланниками, информирующими нас о том, что что-то пошло вкривь, что мы каким-то образом нарушили равновесие. Если мы не обратили внимание ни на какие из его ранних предупреждений, Плутон использует тело, чтобы заставить нас слушать. Болезнь может оказаться единственной доступной Плутону дорогой, чтобы сломить наше сопротивление и изменить нас. Заболевание вытягивает на поверхность скрытые в нас токсины и яды, чтобы их можно было вывести и очистить тело. В некоторых случаях очистительная болезнь такого рода сопутствует или содействует психологической регенерации застарелых эмоциональных комплексов и расстройств.

Говард Саспортас, «Боги перемен. Боль, кризис и транзиты Урана, Нептуна и Плутона», Глава 8.

Перевод — Сивак Игорь, 2014.

Далее: “ПРОЗЕРПИНА. ТЁМНАЯ БОГИНЯ