Архетипическая основа депрессии. Часть 12

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.

Предыдущий перевод – Архетипическая основа депрессии. Часть 11

Перевод  – Игорь Сивак, 2022г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Другой способ взглянуть на проблему расщепления, как я описала её в Скорпионе, заключается в том, что индивидуум отождествляет себя с плохими, деструктивными чувствами, так что от них вообще нет никакой дистанции. Индивидуум — это просто квинтэссенция сущностной скверны, а не человек, который иногда испытывает деструктивные чувства. В крайних случаях иногда можно услышать, как депрессивная личность выражает чувство, что он заразит других или принесёт им несчастье, как будто этот человек несёт какой-то вирус или ядовитое облако, которое заразит и отравит других. У индивидуума нет скверны внутри; он или она ЯВЛЯЕТСЯ скверной. Это не кляйнианская «депрессивная позиция», это застревание в параноидно-шизоидном расщеплении и отождествление с одним его концом при проецировании другого. Одной из характеристик депрессивной позиции является то, что человек переживает свои собственные деструктивные чувства, а не идентифицирует себя с ними. Есть эго, у которого могут быть чувства, как хорошие, так и плохие. Вот почему в аналитических кругах часто испытывают большое облегчение, когда пациент впадает в правильную депрессию, то есть в депрессию в кляйнианском смысле этого слова. Это важное отражение прогресса, эго, которое стало достаточно сильным, чтобы иметь свои собственные чувства. Пациент, наконец, опустился на свою собственную землю, вместо того, чтобы хлопать крыльями по всему эфиру, избегая дурных чувств, или барахтаться в подземной тьме и отождествлять себя с мировым злом. Маниакально-депрессивный человек, если вы хотите взглянуть на эту проблему через призму кляйнианского подхода, застревает в параноидно-шизоидной позиции, прыгая туда-сюда между идентификацией со всем плохим и со всем хорошим попеременно.

Сейчас я не являюсь кляйнианским аналитиком и не стала бы употреблять такие термины, как «депрессивная позиция» и «параноидно-шизоидная позиция» по отношению к человеку, с которым работала. Но я думаю, что модель Кляйн очень полезна и важна, и было бы ошибкой игнорировать её из-за неуклюжести языка или из-за отсутствия в ней «духовного» измерения. Это одна из лучших моделей в психологии, которая помогает нам понять динамику депрессии как стадии развития. Странно, что аналитическая модель, такая же клиническая, как модель Кляйн, должна иметь настолько близкое родство с такой явно эзотерической моделью, как алхимия. Но обе они описывают один и тот же процесс. Отсюда вы можете видеть, насколько тонким и сложным является вопрос депрессии.

С одной стороны, депрессию можно рассматривать как особую реакцию на переживания, когда неприятные чувства подавляются, а затем всплывают в другой форме. Мы можем видеть эту грань депрессии в случае Барбары. Ярость, горе и деструктивность были подавлены и вновь проявились как самодеструктивность, также являющейся скрытой деструктивностью по отношению к другим из-за сильного воздействия, которое человек в тяжелой депрессии оказывает на семью. Но склонность к подавлению таких чувств связана с чем-то более глубоким — с неспособностью справиться с собственной плохостью. Депрессия несёт в себе все гневные, чёрные чувства; она является их символом. Она также может быть прекрасной возможностью поработать над проблемами, уходящим своими корнями в очень ранние годы жизни, над незавершёнными делами, связанными с прерванным развитием эго. Но проблема в том, что эта возможность часто не используется. Люди просто не знают, как работать с таким вызовом; их никто никогда не учил. Многие люди, работающие на терапевтической стороне – психиатры, клинические психологи, социальные работники – также не знают, как работать с депрессией, потому что она интерпретируется скорее как болезнь, чем как символ. В таком случае человек воспринимается как погрязший в депрессии и идентифицирующий себя с ней, и её нужно лечить, а не работать с ней. И человек может там застрять, и это продолжается и продолжается. Депрессия подобна знамени, который поднимает бессознательное, делая заявление: смотрите, внутри есть что-то, что нужно почувствовать и пережить, и вы этим не занимаетесь, так что вот вам знамя, депрессия. Обращайте на неё внимание, а не убегайте от неё. Войдите в неё, узнайте, что там внутри. Посидите со своими фантазиями и попробуйте нарисовать их или о них написать. Какие картины создаёт депрессия, какого она цвета? Если допустить фантазию в депрессию, она оживает. В противном случае сосуд запечатан, и ничто не может его сдвинуть. Он просто остается прежним.

Продолжение – Архетипическая основа депрессии. Часть 13