Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 12

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 11.

Перевод  – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Ещё один алхимический термин, о котором я расскажу более подробно позже, — это coniunctio. Это слово означает просто союз, соединение мужского и женского. Наш астрологический термин «соединение» мы получили от того же латинского слова. В алхимических образах этот союз происходит между Королём и Королевой, заключенными в алембике. Coniunctio — это символ внутреннего союза, но это также образ союза с другим и представление глубочайшего смысла брака. Не только дикие и подвергающиеся мучениям существа, кричащие изнутри алембика, должны удерживаться печатью. Божественный брак также не может состояться, если печать сломана. Проблема печати – это также проблема (само-)посвящения, будь то внутренний процесс или отношения. Многие люди испытывают глубокий страх перед вовлечением, который не позволяет им оставаться в огне и прорабатывать что-то до конца. Даже если формально они могут оставаться верными отношениям, работе или терапевту, они тем или иным образом не в них, и ничто не обжигает и не воодушевляет. Это дилемма puer aeternus (вечного юноши), которого пугают страдания и конфликты, происходящие в этом запечатанном сосуде, и чья негативная теневая сторона, senex или старик, не имеет настоящей веры в процесс трансформации, несмотря на все оптимистичный разговоры. Пуэр или пуэлла всё время вырываются наружу и убегают. Я часто слышал, как люди с подобного рода конфликтами говорят, что, достигнув среднего возраста, они чувствуют себя нереальными и лишёнными сущности. Камень не образуется, потому что они не оставят печать нетронутой. Можно долго продолжать рассказывать об образности алембика, который подобен теменосу* или священной ограде греческих храмов. Образы сновидений часто подбрасывают эту тему в виде комнаты с запертой дверью, тюрьмы, которая на самом деле является священным вместилищем. Эти мотивы всплывают постоянно: «Мне снилось, что я блуждаю по лесу, выхожу на круглую поляну и встречаю другого человека» или «Мне снилось, что я нахожусь в саду, окружённом высокой стеной». Замкнутое и часто обнесённое стеной пространство, в котором происходит нечто таинственное, является священным варочным котлом психики, который в алхимии изображается как алембик.

Есть ещё вопросы по терминологии?

Аудитория: Философский камень — это то же самое, что и Грааль?

Лиз: Это один из способов интерпретации Грааля, и именно эта интерпретация мне больше всего импонирует. В поэме Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» Грааль — это не чаша; это камень. Поэма фон Эшенбаха была первым представлением этого мифа в западной литературе; более знакомые романы Кретьена де Труа появились позже, и Грааль стал христианским, превратившись в чашу, из которой Христос пил на Тайной вечере. Но вначале это был камень, и многие мотивы Грааля можно найти в алхимических сочинениях. Поиск Грааля — это внутренний поиск, метафора, параллельная алхимическому опусу; а камень есть собственное «я», которое, согласно алхимии, нельзя безболезненно найти в красивых местах, а только в навозной куче prima materia.

* Теменос (др.-греч. τέμενος) — священный участок, посвящённый определённому божеству. Прим. переводчика.

Продолжение – Лиз Грин. Этапы алхимического опуса