Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 2

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Часть 4. Алхимический символизм в гороскопе.

Перевод  – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Итак, принимая во внимание, что алхимический свинец и алхимическое золото – это измерения нас самих, а алхимик и его опус – это символы процесса индивидуального раскрытия, мы можем начать понимать, что алхимия предлагает очень важную карту нашего внутреннего развития. Все алхимические сочинения настойчиво подчёркивают, что алхимия доводит до завершения то, что Природа оставляет несовершенным. Другими словами, природа, или человеческая природа, предоставленная самой себе, как-то копошится в состоянии присущего ей конфликта и замешательства; но алхимик видел себя преобразователем (или преобразовательницей, поскольку были женщины-алхимики) этого природного хаоса, индивидуумом, который вторгается и вмешивается в благородное, но несовершенное творение Бога, чтобы осуществить его конечный эволюционный замысел. Вы можете видеть, насколько это продвинутый психологический взгляд для раннего христианского ума, потому что это, по сути, грубая ересь. Имплицитной в этой вере является убеждённость в том, что Бог в Своём искуплении каким-то образом зависит от человеческого сознания, а не наоборот, и что индивидуальные усилия каким-то образом совершают то, что божественное не может сделать в проявленном мире. Эта великая ересь, естественно, заставила Церковь насторожить уши, потому что с раннехристианских времен до Реформации именно Церковь, а не человек, хранила ключ к спасению. Алхимики не были нехристианами; но они были христианами особого рода и поэтому подвергались гонениям. Поэтому они маскировали свои доктрины какой-то очень витиеватой и странной символикой, чтобы скрыть чудовищность еретических заявлений, которые они делали. Алхимия представляла мировоззрение, в котором человек больше не является бедным грешником, беспомощным и проклятым без поддерживающих рук Матери-Церкви; он или она – благородный участник Божьего творения и фактически может улучшить или преобразовать это творение посредством личных усилий, честности перед собой, чистоты и моральной ответственности.

Это глубокие и сложные понятия, но я хотела бы, чтобы вы тщательно обдумали их. Если вы немного поразмыслите над ключевой проблемой преобразования природы посредством индивидуальных усилий, вы увидите, что это та же самая точка зрения, которой придерживается современная психотерапия, хотя и более откровенно религиозная по своему языку. Основная тема алхимии на самом деле не связана с получением золота. Речь идет о преобразовании сырой субстанции человеческой природы и высвобождении её потенциала для внутренней божественности не посредством подавления или трансцендентности, а посредством внутренней конфронтации и интеграции. Алхимия не была озабочена «избавлением» от базовых аспектов психики. Наоборот, она была направлена на объединение и целостность. Вы можете понять, почему Юнг посвятил три тома психологии алхимии, ведь он приравнивал процесс индивидуального развития к великому алхимическому опусу.

Ещё одна интересная особенность алхимии заключается в том, что она в значительной степени астрологизирована. Астрология постоянно фигурирует во всех алхимических текстах, потому что она принадлежала к тому же мировоззрению — что внешнее и внутреннее отражают друг друга и являются неотъемлемой частью одного целого. Знаменитая «Изумрудная Скрижаль» Гермеса Трисмегиста, алхимический и магический текст, написанный во втором и третьем веках нашей эры и ставший алхимической Библией эпохи Возрождения, с прекрасной простотой утверждает, что то, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху; и таким образом совершается чудо Единого. Это герметическое мировоззрение знакомо всем астрологам, которые изучали истоки своего искусства, потому что оно основано на законе сигнатур или соответствий. Эту же точку зрения можно найти во многих астрологических текстах XX века, потому что школы теософии, Рудольфа Штайнера, Алисы Бейли и др. сохранили старое Герметическое видение реальности. Так, принцип Марса, например, это не только планета; он также присутствует в земле в виде железа, в человеческом теле в виде надпочечников, в психике в виде агрессивного инстинкта и так далее. Сатурн – это не только планета, но и свинец в земле, и скелетная система человека, и импульс к самозащите. Солнце можно найти не только на небесах, но и как золото в земле, и как человеческое сердце, и как способность любить. Видение единого космоса со взаимосвязями через конечное число архетипических линий было фундаментальным как для алхимии, так и для астрологии, и поэтому они никогда не были разделены. Металлы, с которыми работал алхимик, были не только реальными веществами, подвергнутыми процессам варки; они также рассматривались как сами планеты и стоящие за ними великие космические принципы. Итак, если вы трансмутировали свинец, вы трансмутировали Сатурн и, в свою очередь, воздействовали на защитные, тёмные, депрессивные и бесплодные аспекты Природы и себя, чтобы высвободить солнечное золото любящего сердца и радостное видение жизни.

Продолжение – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 3