
Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.
Предыдущий перевод – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 26.
Перевод – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРЛЮДИЯ
Я нахожу эту историю довольно интересной, хотя я не ученый и поэтому не могу рассказать вам много подробностей об истоках [алхимии]. На Западе алхимия, похоже, возникла вместе с другими магическими техниками сразу после рассвета эры Христианства. Она возникла в Александрии, которая представляла собой плавильный котел древних египетских магических ритуалов, нового гностического христианства и странной смеси языческих верований, взятых из греческой, римской и арабской философии. У египтян была своя собственная алхимическая традиция, связанная с бальзамированием и воскрешением мертвых, описанная в мифе об Осирисе; и у них также была традиция магических талисманов. Одно из древнейших верований египтян включало в себя трансмутацию неодушевленной субстанции посредством магических действий. Отсюда и происходят все современные истории о мумиях из «Дома Ужасов Хаммера»: священные скарабеи, амулеты, статуи и прочее были наделены жизнью посредством магических ритуалов и питают сильную неприязнь к британским грабителям гробниц. По-видимому, эта традиция смешалась в раннехристианские времена с платонической философией. Алхимические традиции Александрии первых веков нашей эры развивались бок о бок с неоплатонической и герметической философией. Астрология была частью этого мировоззрения, которое постулировало единство всех вещей и закон сигнатур или соответствий, посредством которого архетипическое или «идеальное» царство Бога или богов проявляет себя через все более плотные материальные формы.
В период раннего средневековья алхимия ушла в подполье из-за противодействия церкви. Её философские принципы нашли своё отражение во многих творческих произведениях, таких как «Божественная комедия» Данте, но в основном она практиковалась тайно. В течение XIII века был период временного расцвета, потому что во время крестовых походов случился приток герметической философии с Ближнего Востока. Арабы продолжали развивать алхимию и сопутствующие ей философские воззрения вне юрисдикции христианского мира. Крестоносцы, в частности рыцари-тамплиеры, снова вернули её на Запад. Но она всё ещё оставалась неортодоксальной и всё ещё подвергалась преследованию; показательным примером тому может служить то, что произошло с тамплиерами, тысячи которых были сожжены на костре за занятия чёрной магией. Когда вспыхнул Ренессанс, он был напрямую связан с возрождением герметической философии и её астрологических и алхимических приложений. Когда в 1453 году Константинополь пал перед турками, сотни магических и алхимических текстов на греческом языке, которые были сохранены Византийской империей в период гонений Римской церкви на Западе, вернулись обратно в западные столицы вместе с беженцами, бежавшими из Константинополя. В Италии Козимо Медичи, правитель Флоренции, был особенно заинтересован в приобретении этих текстов, которые он затем перевёл. Мощное философское и культурное движение, которое мы называем Ренессансом и которое включало в себя алхимию, возникло непосредственно в результате приобретения Козимо Медичи этих неоплатонических и герметических текстов, многие из которых пришли из Александрии.
Таким образом, с падением Византии все запрещённые магические тексты вернулись на Запад, и среди них был том под названием Corpus Hermeticum, «Герметический корпус». Он была написана где-то в I-II веках нашей эры и был полон алхимических рецептов, магических процедур, инструкций по изготовлению талисманов, правил призыва планетарных божеств, шагов по трансмутации металлов и так далее. В то время считалось, что эта работа была написана великим и древним мудрецом по имени Гермес Трисмегист, Трижды Величайший Гермес, который, конечно же, является Меркуриусом алхимического символизма. Эта книга, наряду с трудами Платона и философов-неоплатоников, была переведена на латынь, и внезапно каждый смог прочитать об этих вещах. На короткое время во Флоренции и других сочувствующих городах-государствах алхимия и магия стали открытыми. Но Церкви это по-прежнему не нравилось, и алхимию преследовали, где могли. В XVI веке случилась ужасная обратная реакция, хотя алхимическое движение всё ещё было очень сильным в Италии и особенно в Германии. Разразилась Контрреформация, связавшая воедино ересь алхимии с ересью Лютера и Кальвина, и такие важные фигуры, как Джордано Бруно, были сожжены на костре. Но в Германии, которая была сильно протестантской, церковь не имела своей инквизиции. Именно из XVI и XVII веков в Германию прибыли великие алхимические писатели, такие как Парацельс и Герхард Дорн. В то время как церковь зажимала Италию и Францию, алхимия продолжала процветать в Германии, а также в Англии, куда она неизбежно распространилась и где укоренилась во времена правления королевы Елизаветы.
Продолжение – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 28