
Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.
Предыдущий перевод – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 31.
Перевод – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).
На наше использование слова «сублимировать» повлиял Фрейд, как будто сублимация была чем-то вроде обмана, попыткой избежать более темных инстинктивных аспектов самого себя. Когда мы говорим о сублимации на обычном языке, в этом, следовательно, есть определённый оттенок сарказма: «О, ну, он явно сублимирует». Если вы что-то сублимируете, то в этом смысле вы подавляете это и пытаетесь прожить это посредством смещения на интеллектуальный или духовный уровень, чтобы избежать необходимости иметь дело с этим на конкретном или эмоциональном уровне. Но в алхимии sublimatio не означает бегства или избегания. Оно связано со стихией воздуха и с планетами Юпитером и Меркурием, хотя сейчас мы можем считать Уран не менее важным астрологическим представителем [этой стадии]. В образах sublimatio часто фигурируют птицы или крылатые фигуры. Это процесс трансформации инстинктивного содержания в образ, и это не преднамеренное выдумывание, подобное управляемому воображению, а скорее спонтанная психическая функция. Из психического материала нельзя «создать» подлинный символический образ. Психический материал «создаёт» сам. Это психика изображает себя символически, и это трансформация prima materia, потому что символ допускает отстранённость и объективность, сохраняя при этом смысл. Таким образом, sublimatio в алхимии сильно отличается от сублимации в психоаналитическом смысле, потому что ничто не вытесняется.
Процесс sublimatio чаще всего возникает из одной из трёх других стадий — calcinatio, solutio млм coagulatio. Движение от calcinatio к sublimatio — это движение от фрустрированного желания внешнего объекта к трансформации этого желания в интернализованный образ, который содержит смысл, цель и регенеративные способности в отношении собственной жизни. Чтобы дать вам грубый пример того, что я под этим подразумеваю, могу предложить вам подумать о чрезвычайно распространенной ситуации сильного сексуального влечения к кому-то, кем нельзя обладать — либо потому, что желанный человек находится где-то в другом месте, либо является чужим партнёром, либо он в вас незаинтересован, либо потому, что сам он уже связан с кем-то другим. Отыгрывание этой страсти, что делают очень многие люди, может привести к временному удовольствию и некоторым осознаниям, но часто цена, заплаченная за то, что человек получает, слишком высока, если только из ситуации не может быть извлечён какой-то более глубокий уровень смысла. Это старая история. Отыгрывание имеет свои преимущества, но само по себе оно имеет мало общего с процессами, которые мы сегодня рассматриваем. Подавление такой страсти также не приносит никакой пользы, потому что она обязательно всплывёт где-то в другом месте и на каком-то другом человеке, или образует очаг горькой непрожитой жизни, который в конечном итоге отравит любые отношения, в которых человек находится в данный момент. Алхимическая альтернатива заключается в том, чтобы оставаться в осознавании, и сохранять верность чувствам, но сдерживать их — другими словами, не отыгрывать их. Это волк в алембике, который воет, протестует и горит. Если эго может сдерживать горение, то любимый объект начинает интериоризироваться – иначе говоря, человек начинает видеть, какая неразвитая и непрожитая часть себя была спроецирована вовне, потому что она возвращается внутрь в виде внутреннего образа. Это звучит просто, но [ощущается] ужасно мучительно, как знает любой из вас, кто это пережил. И всё же эта интериоризация внешнего объекта во внутренний образ и осознание того, что этот прекрасный возлюбленный представляет собой измерение собственной души индивидуума, и является работой sublimatio. Она не может произойти, [только] потому что индивидуум этого желает. Но она может произойти, если предшествующие этапы проработаны честно и добросовестно.
Продолжение – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 33