
Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.
Предыдущий перевод – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 3.
Перевод – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).
Хороший способ получить представление о некоторых алхимических текстах — посмотреть их на переводы в «Психологии и алхимии» Юнга. Некоторые из этих текстов звучат так, как будто алхимик столкнулся со средневековым Тимоти Лири и принял ЛСД. Вы найдёте самые странные образы, например, зелёного льва, которого нужно с отрезанными лапами поместить в запечатанный сосуд. Зажгите огонь под алимибиком, и король сначала будет съеден волком, а затем волк поглотит самого себя. И так далее. Эти образы, некоторые из которых очень жестоки и гротескны, возникают прямо из бессознательного. Это язык снов, психотических состояний и примитивных мифов. Ещё один термин, который очень важен в алхимии, — это prima materia, что означает просто первичную субстанцию. Эта prima materia составляет основу опуса. Никто точно не знает, какое физическое вещество алхимики считали «примой». Разные авторы говорят о разных вещах. Очень часто prima materia упоминается как Сатурн, или как свинец, или как и то, и другое. Подразумевается, что свинец, будучи проявлением Великого Малефика, является самой низшей субстанцией во Вселенной. Некоторые алхимики ссылаются на фекалии как на prima materia, и возникает вопрос, чем должна была пахнуть кухня во время работы над опусом. Это приравнивание фекалий к низменному и недифференцированному, но потенциально плодородному измерению психики — идея, очень любимая Фрейдом. Фекалии приравниваются к низости, но они также являются грубыми творческими продуктами человеческого существа, поэтому испражнения содержат семена алхимического золота. Мы можем понимать prima materia как грубые, примитивные инстинкты, прорывающиеся из бессознательного, как эмоциональные компульсии, конфликты, страхи и страсти, которые движут всеми нами в тот или иной момент жизни. На самом деле это концепция ид (id) Фрейда. Эта prima materia все время находится в состоянии конфликта, слепая, мощная, ненаправленная, но полная грубой силы и постоянно сражающаяся. В книге «Психология и алхимия» воспроизведена очень красивая гравюра prima materia, изображающая вселенную в её естественном состоянии до начала алхимического опуса. Это изображение огромных сталкивающихся скал, огромных космических валунов, врезающихся друг в друга, к которым примешиваются различные животные зодиакальных знаков, сражающиеся друг с другом. На одном камне сражаются бык и скорпион, и этот камень сталкивается с тем, о который баран пытается бодать парой весов. Вся картина содержит в себе ощущение яростного смятения, агрессии и конфликта. Это то, что алхимия представляла себе как prima materia. Я не думаю, что нам нужно далеко ходить, чтобы обнаружить, где она может находиться внутри нас, потому что это наше естественное нерефлексивное состояние бытия. Всякий раз, когда нас осаждают аффекты, принуждения, иррациональные вспышки любого рода, там есть prima materia.
Существует чрезвычайно интересная серия статей, опубликованных Эдвардом Эдингером в «Quadrant», нью-йоркском журнале аналитической психологии. В этих статьях речь идёт о различных стадиях алхимического опуса по отношению к [психо] анализу. Эдингер утверждает, что prima materia — это симптом, побуждающий пациента к анализу. То же самое мы можем полагать и в отношении человека, пришедшего на астрологическую консультацию. Какова бы ни была неприятность, кризис, проблема, которая заставляет человека начать сомневаться в своей истинной природе – это и есть prima materia, жизненная рана, жизненный конфликт. Объявленная причина желания клиента получить консультацию может звучать достаточно поверхностно, но под ней обычно скрывается гораздо более глубокая дилемма. Иногда эта тема отождествляется в алхимии с Сатурном, хотя и не всегда; но в ней неизбежно присутствует теневое качество, что-то тёмное, низшее и неразвитое внутри человека и, с алхимической точки зрения, внутри самой Природы. В индивидуальном плане это, конечно, тень, бессознательная часть нас, которая так часто социально смущающа, потому что она неприятна, инфантильна или ужасно уязвима, но которая содержит все непрожитые возможности личности. Таким образом, prima materia всегда имеет явно негативный или теневой оттенок.
Продолжение – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 5