Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 5

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 4.

Перевод  – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Одна из вещей, которую Юнг исследовал в своей работе на эти темы, – это появление типичных алхимических образов в снах современных людей, которые абсолютно ничего не знают об этом сознательно. Я также часто видела это в снах людей, с которыми я работаю, как, думаю, и каждый аналитик. Одним из самых распространенных мотивов алхимических сновидений являются фекалии, и этот сон часто представляет собой неудобную темой для обсуждения с кем бы то ни было, но, появляясь в сновидениях, он часто предвещает начало встречи с каким-то ранее неразвитым и бессознательным аспектом самого себя. Чрезвычайно распространены сны о туалете, особенно сны, в которых человек пытается найти уборную, чтобы опорожниться, но уборной нет, или там уже пятнадцать человек, или нет возможности смыть, и так далее. Когда человек начинает реально работать над личными ассоциациями, связанными с подобными снами, они открывают всевозможные чувства стыда, смущения, уязвимости и вины, которые ведут прямо к конфронтации с теневыми аспектами личности. Если подойти к такого рода снам через призму алхимии, то можно увидеть в дерьме потенциал – вестник чего-то грядущего, начало какого-то процесса. И как астрологи, мы также можем рассматривать Сатурн в карте рождения, а также в транзитах и прогрессиях с той же точки зрения. Это открывает возможность творческого подхода к тому, что в противном случае можно считать очень неприятной и неудобной областью.

Prima materia — это начало опуса. В его конце находится ляпис (от латин. lapis), что в переводе с латыни означает «камень». Опять же, мы не совсем уверены, что это был за камень, которому алхимия придавала такое большое значение. Иногда ляпис называют золотом, но алхимические тексты вечно утверждают, что их золото не обычное золото. Таинственный ляпис, который алхимик пытался высвободить из сбивающей с толку матрицы prima materia, приравнивается ко всякого рода экстраординарным вещам. Иногда его называют Философским камнем, иногда Садом философов, иногда розой или цветком лотоса, иногда алмазом. Его приравнивают к Христу, к единорогу и к причудливому образу коронованного гермафродита. Через все эти разнообразные изображения ляписа проходит единая нить, нить чего-то святого, что должно быть извлечено из основного материала, составляющего начало работы. Насколько я могу понять этот ляпис психологически, я думаю, что он связан с ощущением индивидуальной сущности, того, что Юнг называет Самостью. Это одновременно и индивидуальность, и божественность, ощущение уникальной судьбы и смысла жизни. На религиозном языке это внутренний бог, индивидуальный дух. Это то, что дает нам ощущение постоянства, которое может поддерживать нас в потоке жизненных перемен. Если у человека нет этого чувства внутренней достоверности и уникальности, то он или она находится во власти коллектива и внешних событий и не может найти ни [ощущения] непрерывности, ни цели жизни. Тогда жизнь полна опасностей, и человек боится отдавать что-либо от себя, а также боится любить. Человек не может любить или создавать что-то оригинальное без частички этого самоощущения. Алхимики считали ляпис бессмертным и нетленным, а также верили, что он оказывает каталитическое воздействие на окружающий мир. Другими словами, если алхимик мог изготовить ляпис, то ляпис мог преобразовать другие базовые вещества, просто будучи тем, чем он является. Это то же самое, что китайское представление о пребывании в Дао. Ляпис воспроизводит себя и оказывает постоянное и вечно расширяющееся воздействие на жизнь. Таким образом, в этом внутреннем авторитете на психологическом уровне есть что-то, что даёт человеку глубокое влияние на окружающую среду не потому, что он борется за достижение власти или достиг состояния духовного совершенства, а потому, что каким-то образом это ядро «я» действует как триггер на психику других людей. Тогда мы говорим, что у человека есть «мана», некое качество внутренней подлинности и целостности, которое очень мощно влияет на других. Я думаю, что этот ляпис и стремление каждого человека найти его стоят за многими нашими мощными проекциями на религиозных и политических деятелей. Вы можете увидеть не только положительную сторону этих проекций ляписа на такие фигуры, как Христос и Будда, но и их отрицательную сторону, когда целая нация проецирует то, что по сути является внутренней и индивидуальной ответственностью, на одного харизматического лидера, такого как Гитлер или Хомейни.

Продолжение – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 6