
Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.
Предыдущий перевод – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 6.
Перевод – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).
Алхимики рассматривали свой опус как процесс, неизбежно сопряженный со страданием. Мягко говоря, он не считался забавой и игрой. Говорили, что опус иногда сводит людей с ума, и только значительная и необычная степень добросовестности и честности, и нравственной порядочности могла помочь человеку пройти через лабиринт путаницы и опасностей, сопровождавших все этапы работы. Бессознательное по своей природе протеистично* и может очаровывать и обманывать так же, как и пожирать; и только твёрдые моральные устои и способность к самоотдаче могли помочь алхимику пройти через его собственную трясину. Таким образом, нельзя выполнять опус, чтобы разбогатеть на золоте. Я думаю, что это очень важный вопрос в контексте того, почему люди мотивированы на саморазвитие, поскольку наши мотивы всегда двойственны. Нет такого понятия, как чистый альтруизм, и даже самое высокое духовное стремление несёт в себе теневую составляющую — жажду власти, жажду быть любимым и т.д. Алхимические тексты подчёркивают большое значение сознательных качеств, необходимых для выполнения работы, включая как моральную, так и физическую выносливость. Если алхимик не обладал этими качествами в достаточной степени, то ему лучше было заняться чем-то другим, потому что опус подвергал испытанию всего человека. Он оказывал давление на всё, особенно на слабые звенья цепи; и если контейнер не был очень прочным, работа шла не так, как надо, и испарения становились ядовитыми на всех уровнях. Вероятно, среди алхимиков были как физические, так и психические потери, потому что эти люди очень мало знали о ядовитых химических соединениях, и весьма вероятно, что некоторые из них заболевали от отравления свинцом или случайно взрывали свои кухни. Но чаще всего подчеркиваются именно моральные риски, и я думаю, что эти моральные риски ожидают каждого, кто решит вмешаться в природу, войдя в царство психики. И вмешательство включает в себя и составление астрологических карт. Вопросы власти, гордыни и соблазнения на различных уровнях всегда сопровождают создание ляписа. Никто не освобождается от ответственности. В алхимических сочинениях можно найти повторяющееся снова и снова предписание «Dee concedente» – с Божьего согласия.
* Т.е. подобно Протею – изменчиво, многогранно, многообразно. Прим. переводчика.
Аудитория: Что вы подразумеваете под моральными рисками?
Лиз: Я не имею в виду такие очевидные риски, как оказаться в постели со своим клиентом, которые, поскольку они настолько очевидны, не являются самыми сложными. Вмешиваясь в Божье творение, человек бессознательно отождествляет себя с Богом. Это великий моральный риск, о котором Ницше знал всё: проблема гордыни. В действительности речь идёт об использовании психологической власти и злоупотреблении ею. Это риск для любого астролога, равно как и для любого психотерапевта, потому что через самопознание и знание других человек обретает власть, а тень всегда стремится заполучить эту власть в своих собственных целях. Тень инфантильна; она является вместилищем всех детских ран и унижений, от которых в той или иной степени пришлось пострадать каждому из нас. Ребёнок, отвергнутый в своём эдипальном увлечении матерью или отцом, будет втайне жаждать сексуальной власти и унижения всех соперников, реальных или воображаемых; ребёнок, невыносимо униженный неразумными или бесчувственными родителями, будет втайне мечтать править миром и станет злобным и завистливым ко всякому, кто, кажется, имеет больше, чем он или она. Любое усиленное ощущение могущества, красоты, привлекательности или творческой силы несёт с собой, наряду с исцелением и улучшением жизни, опасность гордыни. Вот почему алхимики бесконечно твердят, что не они, а, скорее, Меркуриус, или Бог, позволяют выполнять работу. Любой прогресс обусловлен не личным совершенством алхимика, а божеством. Это очень мудрое указание для психотерапевта или астрологического консультанта, потому что очень легко поверить, что пациент исцелился благодаря его исключительной доброте и уму, а не благодаря действию бессознательного, Deo concedente.
Продолжение – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 8