Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 8

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 7.

Перевод  – Игорь Сивак, 2023г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Аудитория: В эзотерических школах часто подчёркивают, что мотивом работы должна быть работа для других, а не для себя.

Лиз: Да, они это подчёркивают. Все это подчеркивают. Кто хочет, чтобы его застали врасплох? Но сознательно обещать этого недостаточно. Чтобы ужинать с дьяволом, нужна очень длинная ложка, и любой, кто вмешивается в бессознательное, рано или поздно будет им заражён. Как вы говорите, это подчеркивается во многих эзотерических школах. Но не хватает последующих действий в форме реальной самоконфронтации, потому что в том же параграфе человеку говорят перестать думать дурные мысли, быть самоотверженным и жертвенным, а также игнорировать или подавлять «низшую природу». Не все учения настолько наивны, заметьте. Но многие из них таковы. А проблемы гордыни и очень грязной тени распространены во всей эзотерической, а также во всей психологической и астрологической сферах, ну и конечно в Церкви.

Во всех алхимических сочинениях подчеркивается опасность гордыни, искушения и развращения. Другой особенностью опуса является его крайняя непредсказуемость. На всём пути алхимика сопровождают не только страдания и моральные риски; но и сюрпризы. Mercurius здесь поистине Гермес из греческого мифа, потому что он-она – очень скользкий и озорной демон. Mercurius не только андрогинен, но и морально амбивалентен, поэтому алхимик должен быть тем, кто цепляется за какое-то ощущение моральной целостности. Бессознательное этого не может, поэтому это должен делать алхимик. Иногда Mercurius показывает благосклонный лик, и кажется, что всё идёт хорошо, у человека правильные сны и правильные озарения, а затем внезапно психика разворачивается и разыгрывает поистине ужасный трюк, который дорого обходится — акт «судьбы», когда всё идёт не так, как надо.

Одна из ролей Гермеса в греческом мифе — обольститель, сбивающий мужчин с пути тёмной ночью. Mercurius может появиться как очаровательная сирена любого пола, которая на самом деле порочна внутри и ведёт прямо к кастрации и смерти; и все вдруг оказывается задом наперёд и вверх тормашками. То, что казалось любящим, раскрывается как манипулятивное и эгоистичное, а то, что казалось жёстким и жестоким, оказывается глубоко сострадательным; разбойник становится святым, а девственница — блудницей, и уже невозможно ничему доверять, по крайней мере, какое-то время. Как говорит одна из ведьм в «Макбете»: «Справедливость есть бесчестие, бесчестие есть справедливость»*. Или, как однажды выразился мой коллега-аналитик, «постарайтесь принимать все свои решения в духе глубокой неопределённости».

* В оригинале – “fair is foul and foul is fair.” Прим. переводчика.

Процесс индивидуации не является, в алхимическом представлении, чем-то, что может гарантированно реализовать свой потенциал. Неизвестно, получится или нет; можно только молиться, Deo concedente, и продолжать опус, а если всё пойдет не так, то можно попытаться понять, где совершена ошибка, и начать заново, надо надеяться, в том же воплощении. Кто-нибудь из вас видел фильм Тарковского «Сталкер»? Этот фильм — прекрасное изображение того духа неуверенности, смирения и внутренней цельности, который должен сопровождать человека на пути к центру, в фильме носящим название «Зона». Для алхимика постоянно существовала опасность сбиться с пути, потому что Mercurius приходил ночью и менял все указатели. Это самое сложное измерение работы с психикой, вероятно, поэтому мы создаем психологические и эзотерические школы с жёсткими доктринами и строго структурированной терминологией. Это позволяет нам чувствовать себя в большей безопасности и помогает защититься от той первичной тревоги, которая возникает, когда мы имеем дело с чем-то, что нельзя определить в соответствии с какими-либо известными сознанию законами.

Продолжение – Лиз Грин. Алхимия, как психологическая метафора. Часть 9