Лиз Грин. Архетипическая основа и психологические последствия 3

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Архетипическая основа и психологические последствия 2

Перевод  – Игорь Сивак, 2021г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Аудитория: Как «Coronation Street»*.

Лиз: Должна признаться, что не смотрю «Coronation Street»*. Я уверена, что пропускаю глубокий архетипический опыт. Но «мыльная опера» может быть еще одним типичным примером. «Мыльная опера» включает в себя классический сценарий брака. Джессика яркая и легкомысленная, очень умная и очень кокетливая, бегает кругами вокруг своего довольно толстого мужа. Он предан и довольно инертен, и её измены только ещё больше привязывают его к ней, потому что он не знает, что делать без неё, а уж тем более с ней. Это действительно мифологический брак, и греки, у которых всегда было для него название, воплотили его в истории Афродиты и Гефеста. Афродита, богиня любви, красива, тщеславна, кокетлива и неизлечимо распутна. Гефест, ее муж, бог-кузнец, уродливый и хромой, неповоротливый и неуклюжий, хотя и является прекрасным мастером. Но он не очень изысканная компания. Он совершенно очарован её красотой. Она вечно ему изменяет, а он вечно принимает её обратно после нескольких слабых проявлений негодования и протеста. Это то, что я имела в виду, говоря об ограниченном количестве сценариев архетипического брака. Брак Афродиты и Гефеста, который мы можем увидеть в обновлённом виде в «мыльной опере» – хотя у меня есть некоторые сомнения, действительно ли сценарист знает греческую мифологию или просто использует тот же вечный источник – жив и здоров и является одним из типичных исполнений родительского брака.

Одной из производных пары Афродита-Гефест является большая подавляющая жена и маленький, худой муж-подкаблучник. Этот сценарий очень смешён по телевидению или в театре, но трагичен, когда его разыгрывают родители, и ещё хуже, когда человек обнаруживает, что задействован в нём сам. Американская публика, похоже, любит именно эту комедию о супружеской ситуации, в которой большие перекормленные женщины неизбежно на фут выше их крошечных, довольно застенчивых мужей и, как правило, с громкими, резкими голосами. На протяжении всей телепередачи через короткие промежутки времени муж обычно говорит: «Да, дорогая». Всегда присутствует заранее записанный смех публики, но дома наблюдать такое не смешно. И внутренне это представляет собой глубокий дисбаланс, потому что Великая Мать кастрировала бедного бессильного маленького сына-любовника. На что можно надеяться в личных отношениях, если в бессознательном доминирует такой образ?

На гораздо менее забавной ноте разыгрывается другой сценарий, который часто бывает представлен как на экране, так и дома, – это физически жестокий отец и съежившаяся беспомощная мать. Я часто задавалась вопросом, связаны ли эти сценарии с культурой, потому что предыдущий, который я упомянула, включающий огромную могущественную женщину и застенчивого мужчину, сбегающего в мечты или интеллектуальные занятия, популярен не только на американском телевидении, но и в итальянских фильмах. Феллини, например, создал прекрасное искусство изображения таких женщин. Жестокий отец и оскорбленная, страдающая мать, кажется, с ужасающей регулярностью появляются в бэкграунде многих ирландских клиентов, которых я видела.

Аудитория: Как вы думаете, почему это так? Может, это проблема с алкоголем?

Лиз: Не знаю. Если это проблема с алкоголем, то и сценарий взаимоотношений, и проблема с алкоголем проистекают из одного корня, а не один является причиной другого. Архетипические отношения между Мировыми Родителями пронизывают как культурные ценности, так и бессознательное индивидуума. Подобно тому, как образ бога меняется от одного коллектива к другому, меняется и природа связи между Мировой Матерью Мира и Мировым Отцом. Моя интуиция может приписывать культурные различия, которых на самом деле нет, но моя интуиция также подсказывает мне, что она улавливает что-то очень интересное. Но пьющие отцы появляются в каждой культуре. То же самое и с жестокими отцами, которым не нужен алкоголь, чтобы их спровоцировать. У матери часто нет другого убежища в жизни, кроме религии и жертвования ради своих детей. С мифологической точки зрения мы можем взглянуть на Ареса, бога войны, которого Гомер описывает как берсерка. Жестокий, аморальный отец, взрывающийся и начинающий крушить всех и вся, что попадается на глаза, обычно женат на нептунианской супруге, которая просто мирится с этим. Любопытно, что она редко уезжает и уходит, чтобы начать новую жизнь. Она просто страдает и говорит детям: «Молчи и не расстраивай его, он сегодня пьян». Одна женщина, для которой я недавно составляла карту, описала мне этот тип родительского брака. Примерно с десяти или одиннадцати лет она начала умолять мать бросить отца из-за его насилия. Но мать все время отвечала: «Я остаюсь ради вас, дети». Но, конечно, она осталась не поэтому. Если вы на мгновение об этом задумаетесь, то увидите, что это полная чушь. Дети будут намного безопаснее и счастливее в семье, где кого-то не избивают постоянно. Но страдающей женщине нужен жестокий мужчина, чтобы помочь ей страдать. Иначе как она сможет осуществить архетипическое принуждение? В карте моего клиента Плутон находился в десятом доме во Льве в соединении с Сатурном и Марсом, а Луна была в соединении с Нептуном в Весах. Те из вас, кто считает, что десятый дом представляет отца, могут сказать, что эта группа во Льве очень точно описывает его насилие. Но я бы также перевернула это и предположила, что данное довольно агрессивное скопление во Льве описывает анимус матери, также принимающей облик страдающей нептунианки и проявляющей свой гнев и деструктивность через агрессивного партнёра, который может оставить ей ощущение её собственной святости и чистоты.

* «Улица Коронации» (англ. Coronation Street) — британская мыльная опера производства компании Granada Television («Гранада Телевижн»), созданная Тони Уорреном и стартовавшая 9 декабря 1960 года.

Продолжение – Лиз Грин. Архетипическая основа и психологические последствия 4