
Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.
Предыдущий перевод – Лиз Грин. Архетипический образ Пуэра. Часть 4.
Перевод – Игорь Сивак, 2022г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).
Хиллман, напротив, пишет с совершенно иной точки зрения, и для него кажется, что пуэр – это божественный сын Бога-Отца. Наиболее важным аспектом пуэра, по мнению Хиллмана, являются отношения между сыном и отцом, пуэром и сенексом, что означает «старик». Вместо того чтобы подчеркивать патологию пуэра, Хиллман больше интересуется архетипическим фоном этой патологии и творческими аспектами пуэра. Обе точки зрения, конечно, важны, возможно, в равной степени, потому что, хотя на пуэра, несомненно, можно смотреть с более творческой и позитивной точки зрения, он также причиняет много неприятностей и боли в личной жизни людей и стоит за некоторыми очень характерными и ужасно распространенными проблемами в отношениях и сексуальной жизни. Поэтому его патологию и более тёмную сторону его натуры, представленную его амбивалентным отношением к женскому началу, также важно учитывать. Сегодня я попытаюсь исследовать и то, и другое. Но у меня есть ощущение, что пуэр – сложная фигура для многих женщин, как внутренне, так и внешне, потому что для него женщины прежде всего переживаются как мать, и поэтому его реакция на женское начало – это врожденное неприятие инстинктивной стороны жизни. Духовное измерение женского начала приемлемо, поскольку это родственная душа; но не телесное, поскольку от него отдаёт западнёй и смертью. Мы можем понять, почему в христианском мифе Мария должна была быть чистой и непорочной, чтобы стать подходящим сосудом для воплощения пуэра. Пуэр имеет тенденцию улетать из материнских объятий, а поскольку мать – это та грань женского начала, которая в большей или меньшей степени присутствует во всех женщинах, пуэр представляет собой большую проблему как для мужчин, так и для женщин. Мать чувствует себя отвергнутой попытками пуэра отказаться от земной жизни и бежать вверх, в объятия духовного отца. Миру пуэра не хватает души; это исключительно мужской мир, хотя то, что он ищет, как кажется, неизбежно лежит в объятиях женщин. Поэтому если вы женщина с очень сильным материнским началом в своей природе, то пропастание качеств пуэра через психологию отдельного мужчины может оказаться очень болезненным опытом. Чем больше женщина пытается связать его, тем сильнее он пытается вырваться. Хотя, возможно, я немного несправедлива по отношению к фон Франц, я действительно обнаруживаю некую обиженную нотку, когда она пишет о пуэре. Это, вероятно, полностью оправдано, потому что как архетипическая фигура пуэр всегда будет сопротивляться полным отношениям с женским началом. На уровне характера у него могут проявляться крайне неприятные качества – незрелость, инфантильная требовательность, грубость, полное отсутствие чувств, даже жестокость. Но это более патологическое измерение пуэра должно рассматриваться бок о бок с его сущностным значением, которое заключается в стремлении к духовному искуплению. В этом смысле пуэр является внутренней фигурой как для женщины, так и для мужчины, и противостоит материнскому миру деторождения и материнства. В равной степени можно сказать, что Хиллман пытается защищать пуэра до такой степени, что начинает звучать как Мик Джаггер, пишущий о Дэвиде Боуи. Я подозреваю, что в данном случае речь идет о том, что пуэр описывает пуэра. Но поскольку не существует такой вещи, как психологическая объективность, и я способна на неё не больше, чем кто-либо другой, я думаю, вам следует прочитать обе книги.
Перспектива, которую выражает Хиллман, очень важна для нас, как вы увидите позже, когда мы будем рассматривать астрологические сигнатуры пуэра, потому что она касается отношения юного духа пуэра к структурированному, фиксированному, формальному миру сенекса, которого вы, конечно же, сразу узнаете в мифе и в астрологии как Кроноса-Сатурна. Эти два понятия неразрывно связаны, и вы не можете рассматривать одно без другого. Пуэр и сенекс воплощают наш человеческий опыт противопоставления нового и старого, будущего и прошлого. Без земного измерения отца, воплощённого в фигуре сенекса, пуэр не может быть по-настоящему творческим, а вырождается в то, чем, по мнению фон Франца, он и является – в маменькиного сынка.
Продолжение – Лиз Грин. Архетипический образ Пуэра. Часть 6