Лиз Грин. Астрология и семейные системы. Миф об Оресте

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Судьба и семья. Миф и астрология.

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Семья – это система, как показало относительно новое направление семейной терапии. Как это выразил Сальвадор Минухин:

«Индивидуум, живущий в семье, является членом социальной системы, к которой он должен адаптироваться. Его действия регулируются характеристиками системы, и эти характеристики включают последствия его собственных прошлых действий. Индивидуум реагирует на стрессы в других частях системы, к которым он адаптируется; и он может внести значительный вклад в увеличение напряжения в других членах системы. Индивидуум может быть подсистемой или частью системы, но необходимо учитывать целое». (52)

Хотя большая часть работы семейной терапии связана с текущей семейной ситуацией, в которой обнаруживает себя человек, а также с текущими действующими взаимодействиями и паттернами, тем не менее, «система», о которой говорит Минухин, имеет отношение как к астрологу, так и к психоаналитику. Эта система, в астрологических терминах, представлена взаимосвязанными гороскопами всей семьи, и включает родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, а далее в то далёкое прошлое, до тех истоков, которых Восток так изящно описывает как «прародителей». Хотя большинство семейных терапевтов, вероятно, не воспользуются идеями, которые можно получить из семейных гороскопов, это не причина, по которой астрология не должна пользоваться идеями семейной терапии. С точки зрения глубинной психологии, «характеристики системы», влияние которых на человека как в поведенческом, так и в интрапсихическом плане настолько важны, не так уж сильно отличаются от воюющих богов в драме Ореста. Другими словами, эти установленные с течением времени характеристики представляют собой не только привычные модели коммуникации и распределения ролей, диктующие, является ли мать той, кто всегда страдает или посредничает в спорах, или отец всегда является тем, кто проявляет гнев и совершает акты насилия, или же сын или дочь страдают астмой, анорексией, ожирением или иным образом идентифицируются как «больные». Характеристики системы – это, в конечном счёте, архетипы, основные паттерны или способы восприятия и выражения, которые лучше всего можно изобразить через мифологический образ. Они передаются от поколения к поколению так же, как проклятие Дома Атрея. Я не могу комментировать, есть ли в этом психическом наследовании генетические аспекты. Но если бы они были, нам всё равно пришлось бы разобраться с психологическим наследством.

Одна из наиболее ярких черт мифа об Оресте – постоянное и изменчивое вмешательство богов. Аполлон, например, принимает то одну сторону, то другую, приказывая Фиесту воспитать мстителя против Атрея, а затем приказывая Оресту отомстить за своего отца, чьей смерти не было бы, если бы прежде бог не потребовал, чтобы Эгист стал убийцей. И Аполлон также является тем, кто велит жителям Микен посадить на их трон сына Пелопса. Это постоянное вмешательство со стороны бога подразумевает изменение и развитие архетипического направления, которое действует внутри семейного организма. Другими словами, здесь действует своего рода разум, который, хотя временами и вызывает кризисы, проблемы и страдания отдельных индивидуумов внутри системы, по-видимому, ориентирован на какую-то цель или решение. Поразителен и тот факт, что каждый раз, когда происходит это божественное вмешательство, многое зависит от того, как на него реагируют человеческие герои драмы. Семейная судьба кажется продуктом как глубоко бессознательных архетипических факторов, так и индивидуального сознания и ответственности. Все персонажи мифа об Оресте, кроме самого Ореста, вполне готовы спонтанно и яростно и без размышлений реагировать на внушения богов. Только сам Орест является тем, кто действительно воплощает внутренний конфликт. Подобно Оресту, рано или поздно, «идентифицированный пациент» обратится со своими трудностями за помощью, потому что, в конце концов, у кого-то есть потенциальное сознание, чтобы попытаться примирить или преодолеть внутри самого себя конфликтующие противоположности, которые так часто возлагаются на других членов семьи. Однако, эти конфликтующие противоположности намного старше отдельных членов семьи и изображаются в греческих мифах как боги.

Продолжение – Лиз Грин. Астрология судьбы. Семейные сценарии