Лиз Грин. Астрология судьбы. Фичино

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Астрология судьбы. Древние трактаты

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Согласно этому видению, человек – не просто пассивное вместилище сил судьбы. Он также не просто смиренное существо, оскверненное первородным грехом, который может быть искуплен только через доктрины Церкви. Он не гоним своим отчаянием на поиски спасения от разложения плоти и греха предков через искупление духом. Он гордый и благородный со-творец в созидательном космосе Бога, и своими усилиями он может воссоединить Бога и Мойру, чтобы тело и дух больше не были разорваны надвое. Следующий отрывок из «Герметического корпуса» стал боевым кличем просвещенного мага эпохи Возрождения:

«Итак, Асклепий, человек есть magnum miraculum, великое чудо: существо, достойное поклонения и почести. Ибо он разделяет природу Бога, как если бы он сам был Богом. Он разделяет субстанцию даймонов, поскольку знает, что имеет с ними общее происхождение».

Естественно, всё это оказало глубокое влияние на Марсилио Фичино. Из платоника он стал герметистом. За четыре века до Юнга он совершенно по-новому воспринял принципы «Корпуса». Система «естественной» магии Фичино была настолько изящна, что смогла не оскорбить ни Мойру, ни Церковь, ни астрологию. Впрочем, Водолей известен своей способностью ладить со всеми. Ключом к магии Фичино было воображение. Как мы можем определить его систему сегодня, она имела дело с трансформацией человеческой природы через переживание и взаимообмен с миром образов, который мы бы теперь назвали фантазийными продуктами бессознательного. Этот взаимообмен должен был происходить в kairos, астрологически благоприятный момент. Как утверждает Чарльз Бур в своем введении к книге «О жизни» Фичино, Марсилио был первым глубинным психологом.

Книга «О Жизни» включает в себя ряд рецептов лекарств, медитаций, музыки и талисманов, с помощью которых можно было пережить Божественные образы и мягко склонить судьбу действовать на пользу человеку. Растущая философская изощренность Фичино заметна в письме, написанном через несколько лет после отрывка, процитированного в начале этой главы:

«Тогда, если Судеб невозможно избежать, то предвидят и предсказывают их напрасно. Тем не менее, если их можно избежать каким-либо способом, то утверждение астрологов о том, что они неотвратимы, ложно. Я полагаю, они, вероятно, скажут, что в Судьбах есть и то, что время от времени об одной вещи из многих можно узнать заранее и защититься от неё. Отсюда следует, что среди Судеб будет раздор, так что одна будет полна решимости причинить вред человеку, а другая – защитить его».

Это похоже на то, что Юнг говорит о врожденной амбивалентности и парадоксальной природе бессознательного. С одной стороны, бессознательное, как Мать, сдерживает своего ребенка, угрожая поглотить его, если он попытается развиваться за пределами установленных ею границ. С другой стороны, бессознательное, как анима или душа, побуждает человека расширять себя в жизнь и бросать вызов узам семейной судьбы и примитивного инстинкта. Фичино был очень возмущён той астрологией, которая не допускала разногласий между Судбами. Получив в руки «Герметический Корпус», он пришёл к убеждению, что образы обладают способностью изменять последствия планетарной судьбы на физическом плане или выступать её посредником. Здесь мы находимся на территории аналитической психологии, где символ обладает почти магической способностью выступать посредником между слепым миром инстинктов и рациональным миром эго с помощью трансформации либидо или психической энергии. В книге «О Жизни» Фичино неистово цитирует всех магических и неоплатонических авторитетов, каких может найти – Птолемея (чьи «Тетрабиблос» и «Альмагест» составляют основу современной астрологии), Плотина, Ямвлиха, Порфирия (чья система разделения домов используется до сих пор), Фирмикуса Матернуса (с кем мы встретимся позже) и, конечно, Гермеса Трисмегиста, чтобы подтвердить своё убеждение в том, что если кто-то физически или, что более важно, психически, создаёт магический талисман, включающий надлежащие соответствия с небесными телами и состоящий из традиционных (то есть архетипических или мифических) образов, тогда каким-то образом божественное вещество космоса в его «естественном» состоянии гармонии может быть втянуто в талисман и непосредственно воздействовать на «тело мира» (или тело мага), который в противном случае так печально подвержен ударам судьбы.

Продолжение – Лиз Грин. Астрология Фичино