Лиз Грин. Астрология судьбы. Героический квест

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Астрология судьбы. Рассуждения

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Из всего многообразия мифологических историй, простирающихся от возвышенных повествований о сотворении вселенной до нелепых и комичных похождений трикстера и дурака, одна мифическая тема наиболее релевантна для истории развития человечества, и это история о герое. Героический квест – это то, что Джозеф Кэмпбелл называет «мономифом», поскольку он универсальный и повсеместный, древний и современный, и является нашим самым базовым описанием процессов человеческого развития от тьмы утробных вод до мрака могилы. Путешествие героя – это карта как развития культуры, так и психического путешествия индивидуума по жизни. Мономиф относится как к мужчинам, так и к женщинам, к примитивному туземцу и утончённому жителю западного города, к взрослому и ребёнку. Он прокладывает свой путь через наши мечты, фантазии, надежды, страхи, устремления, любовные увлечения и наши цели. Этапы путешествия героя встречаются в каждой культуре и в каждую эпоху. Поверхностные детали могут варьироваться, но скелетная структура остаётся той же.

«Таким образом, двое – герой и его абсолютный бог, искатель и найденный – понимаются как внешняя и внутренняя сторона единой, отражающей себя тайны, которая идентична тайне проявленного мира. Великий подвиг верховного героя состоит в том, чтобы познать это единство во множественности, а затем сделать его известным всем». (Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»)

Каждый знак зодиака изображает мифическое путешествие. Он включает в себя героя, а также намекает на природу его зова к приключению. Он также включает помощника, который предоставляет волшебную подсказку, и порог приключения; поединок с братом, драконом, чародеем; расчленение, распятие, похищение, путешествие по ночному морю и чрево кита. Он также включает в себя и объект квеста: возлюбленную, священный брак, сокровище, примирение с отцом, эликсир жизни. И гибрис (hubris) или порок героя, и характер его неизбежного конца также содержатся в этом, казалось бы, простом описании одного-единственного знака зодиака.

«Герои (под которыми я подразумеваю и героя и героиню, поскольку здесь мы имеем дело не с сексистским вопросом, а с развитием индивидуального сознания) значительно отличаются друг от друга. Например, Геракл (или Геркулес), чьи удивительные Двенадцать Подвигов являются одной из самых известных героических саг, не особенно умён. Он обладатель не столько мозгов, сколько мускулов, огромного запаса физической мощи и храбрости, и он склонен забивать своей палицей до смерти всё, что ему противостоит. Его бестолковый, грубый, живой, энергичный, неукротимый характер прекрасно изображён в романе Роберта Грейвса о поиске Золотого Руна, под названием «Геркулес, мой товарищ по плаванию». Он является универсально человеческой фигурой, но некоторые из нас на него похожи больше, чем другие, или, возможно, было бы правильнее сказать, что часть нас в какие-то времена и в каких-то ситуациях ведёт себя более похоже на него. С другой стороны, Одиссея называют «лукавым». Хитрость, а не грубая сила, ведёт его вперёд, и его путешествие также отличается, ибо он, скорее, странник, ищущий свой дом, а не воин, стремящийся к новым испытаниям. Его путь движется по кругу, а не восходит вверх или линейно следует через ряд задач. Ясон отважен, но вероломен, и в итоге терпит поражение из-за своего предательства женщины, которая его любила и помогла ему. Орфей с его состраданием и мягкостью красотой своей музыки может выжать слёзы из самих камней и смягчить сердце даже сурового владыки преисподней, но в итоге он не может вернуть свою потерянную супругу из чертогов Гадеса, потому что сомневается в слове Владыки Великого Места Внизу и оглядывается назад. Зигфрид – сложный тевтонский герой, бесстрашный, но тленный, простодушный и богоподобный, но обречённый. Парсифаль — юродивый, который искупает себя состраданием, родившимся из его собственной грубой жестокости. Прометей – человеколюбивый вор, Эдип — как мы убедились — благородный и трагический заложник судьбы, чей неконтролируемый гнев и открытое неповиновение превратили пророчество в реальность.

Продолжение – Лиз Грин. Отношения между мифом и астрологическим символизмом