Лиз Грин. «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Астрология судьбы. Введение. Ч.7.
Перевод – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Мойра
I. Судьба и Женское Начало
Вечно женственное влечет нас ввысь.
Гёте
Её можно встретить в старых, диких, бесплодных местах: на поросшей вереском и безлесной вершине горы и у входа в пещеру. Она не всегда одна, иногда является в трёх лицах, выходя из тумана или облечённая в него. Банко, вместе с Макбетом натыкаясь на призраков, восклицает:
Кто эти?
Они так чахлы, так чудно одеты,
Что непохожи на жильцов земли,
Хоть и стоят на ней. – Вы люди? Можно
Вас вопрошать? Вам речь моя понятна,
Раз каждая подносит черствый палец
К сухим губам. Я счел бы вас за женщин,
Но отчего же бороды у вас?
…вам дано провидеть сев времен
И знать, чье семя всхоже, чье – не всхоже.
(У.Шекспир, “Макбет”, Акт 1, сцена 3, перевод М.Лозинского)
В первом акте «Гибели богов» Вагнера занавес открывается «среди мрачной тишины и покоя», и там перед пещерой, являющейся одновременно чревом и гробницей, проходом наружу, в жизнь, и вниз, в смерть, присели на скалу высокие женские фигуры, в темных, вуалеобразных одеяниях:
Будем петь и прясть;
Но где же нить перевязать?
Дочери Нюкты, богини Ночи, или Эрды, матери-земли, их называют Мойрами, Эриниями или Норнами, Грайями, или трёхликой Гекатой, и они тройственны по форме и аспекту: три лунные фазы. Многообещающий растущий полумесяц, плодоносная полнота и зловещая лунная тьма являются мифическим образом трёх обличий женщины: девы, плодовитой жены, старухи. Клото прядёт нить, Лахезис отмеряет её, а Атропос обрезает, и сами боги связаны этими тремя, потому что они были первыми, кто появился из зарождающейся Матери-ночи, прежде чем Зевс и Аполлон принесли с небес откровение вечного и нетленного духа человека.
Вращается же это веретено на коленях Ананки. Сверху на каждом из кругов веретена восседает по Сирене; вращаясь вместе с ними, каждая из них издает только один звук, всегда той же высоты. Из всех звуков – а их восемь – получается стройное созвучие. Около Сирен на равном от них расстоянии сидят, каждая на своем престоле, другие три существа – сэто Мойры, дочери Ананки: Лáхесис, Клотó и Áтропос; они – во всем белом, с венками на головах.
(Платон, “Государство”, часть 10, перевод А.Н.Егунова)
Платоновское замысловатое геометрическое видение космоса с Необходимостью и Судьбами, восседающими в центре на троне и всем управляющими, повторяется Эсхилосом в «Прометее прикованном»:
Предводительница хора:
А кто же правит кормовым веслом судьбы?
Прометей: Три Мойры да Эринии, что помнят всё.
Предводительница хора:
Так что же, Зевс им уступает силою?
Прометей: И Зевс от предрешённой не уйдет судьбы.
(Эсхил, “Прометей прикованный”, перевод с древнегреческого – С. Апта)
И философ Гераклит в «Космических фрагментах» заявляет с меньшей, чем обычно, неопределённостью:
«Ибо солнце не преступит (положенной ему) меры. В противном случае его настигнут Эринии, блюстительницы Правды».
(Гераклит, “Фрагменты”, перевод А. О. Маковельского))
Греческая мысль, как утверждает Рассел, полна судьбы. Конечно, можно сказать, что эти чувства являются выражением архаической культуры или мировоззрения, умерших две тысячи лет назад, чувств, которые продлились в эпоху средневековья из-за незнания естественной вселенной, и что теперь мы знаем лучше. В некотором смысле это верно, но одним из наиболее важных и тревожных представлений о глубинной психологии является откровение о том, что мифологическое и недифференцированное сознание наших предков, оживляющее мир природы образами богов и даймонов, не принадлежит только к хронологической истории. Оно также принадлежит психике современного человека и представляет собой пласт, который, хотя и расслаивался благодаря растущему сознанию и гиперрациональности последних двух веков, столь же мощен, как и два тысячелетия или даже десять тысячелетий назад. Возможно, он ещё более могущественен, потому что его единственным голосом сейчас является заброшенный мир грёз детства, да инкубы и суккубы ночи, которые лучше забыть при ясном утреннем свете. Из нашего гораздо более глубокого знания физической вселенной мы понимаем, что солнце – это не «он», и что не змееволосые кричащие Эринии мешают ему перешагнуть через его пределы. По крайней мере, эго понимает: если быть точнее, это только один способ взглянуть на мир.
Продолжение – Лиз Грин. Астрология судьбы. Судьба и мифы.