Лиз Грин. Астрология судьбы. Введение. Ч.2.

Лиз Грин. «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Астрология судьбы. Введение.

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Теологический аргумент, который заменил древнюю богиню и который всё ещё живуч сегодня, это доктрина Божьего Провидения. Даже мрачные дети Кальвина будут спорить, если назвать именем судьбы предопределённое спасение избранных, в которое они верят. Те, кто более склонен к науке, возвращаются к терминологии «естественного закона»; но ирония этого в том, что Мойра, как она возникла в мысли Анаксимандра и в более «научной» ионийской школе греческой философии, которую Рассел предпочитает этим легковерным и мистическим платоникам, является не чем иным, как естественным законом, возведённым в статус божества.

«Мойра, правда, была моральной силой; но никто не должен был притворяться, что она была исключительно доброжелательна или что она имела какое-либо уважение к узким интересам и желаниям человечества. Далее – и это самый важный момент – ей не приписывали предвидение, цель, замысел; [все] они принадлежат человеку и гуманизированным богам. Мойра – слепая автоматическая сила, которая оставляет их подчинённые цели и желания свободно играть в пределах их собственных законных сфер, но бьёт по ним рикошетом возмездия в тот момент, когда они пересекают её границы … Она – представление, которое утверждает истину о поведении Природы, и к утверждению этой истины ничего не добавляет, кроме того, что это поведение является необходимым и справедливым».

Анаксимандр и его товарищи представляли Вселенную как разделённую на общую схему распределенных провинций или сфер власти. Само слово «Мойра» означает «часть» или «доля». Вселенная была сначала простейшей и недифференцированной массой; когда четыре элемента возникли, они получили свое «долю» не от персонифицированной богини, а от вечного движения в космосе, которое считалось не менее божественным. Но истолкование естественного закона как божественной силы нас сегодня не привлекает. И когда мы рассматриваем другие аспекты естественного закона, такие как наследственность и филогенез болезни, мы едва ли склонны рассматривать эти процессы как что-либо, связанное с судьбой.

В некоторых кругах даже стало приемлемым говорить о карме, избегая при этом слова судьба. Казалось бы, карма – более приятный термин, потому что он подразумевает цепь причин и следствий, при этом определённое значение придается выборам человека в данном воплощении. С другой стороны, судьба в популярной концепции кажется случайной, и у индивидуума вообще нет выбора. Но это никогда не было философской концепцией судьбы, даже в глазах стоиков, которые, как следует из их названия, чрезвычайно стоически относились по отношению к отсутствию свободы в космосе. Стоицизм, самая фаталистическая из философий, признал судьбу как принцип причины и следствия; он просто постулировал, что мы, люди, как правило, слишком слепы и глупы, чтобы видеть результаты, скрытые в наших действиях. Согласно индийской формуле, человек сеет свое семя и не обращает внимания на его рост. Потом оно прорастает и в конечном счете созревает, и каждый человек должен есть плоды своего собственного поля. Это закон кармы. Он ничем не отличается от Хеймармене (Heimarmenê), красноречиво описанной ниже профессором Мюрреем:

«Хеймармене, в поразительном сравнении Зенона [основателя стоицизма], похожа на тонкую нить, пронизывающую всё существование, – мы должны помнить, что мир был для стоиков живой вещью, – как невидимая нить жизни, которая, по наследству, передаётся от поколения к поколению живых существ и поддерживает вид живым; она продолжает порождать, порождать вечно, как мельчайшее, так и бесконечное … [её] довольно трудно отличить от Пронойи или Провидения, которое является делом Божьим и действительно самой сущностью Бога».

Судьбу не только трудно отличить от провидения; одинаково трудно отличить её от кармы и от естественного закона. Эта ситуация имеет непреодолимое сходство с использованием таких слов, как «копуляция», «прелюбодеяние» и «коитус», чтобы не сказать сами-знаете-что.

Продолжение следует… – Лиз Грин. Астрология судьбы. Введение. Ч.3.