Лиз Грин. Марс. Часть 5.

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса – «Внутренние планеты. Строительные блоки персональной реальности».

Начало – Лиз Грин. Марс. Часть 4.

Перевод  – Игорь Сивак, 2019г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Таким образом, хотя Арес является безошибочно фаллическим и мужским, он не входит в отряд олимпийских богов. Он лунный и хтонический, и Гомер описывает его как своего рода большого головореза, трёхсот футов роста, волосатого, жестокого, но непобедимого в бою. Он глуп и неуклюж, но в его глазах свет Берсеркера, божественное опьянение войны. Берсеркер – это тевтонская версия духа Ареса, воин, охмелевший от вина сражений. Когда воин захвачен этим духом, ничто не может причинить ему вреда; он может пройти сквозь боевые линии врага без единой царапины. В военных кругах, даже сегодня, об этом существует своего рода фольклор, и некоторые солдаты, особенно такие, как SAS* (2), которые окружают себя мистикой секретности, обретают мифические размеры, потому что кажутся непобедимыми. В Британии у нас есть фантазия о том, что бойцы SAS могут делать что угодно, а сам полк подпитывает эту фантазию в нас и в своих людях по собственным психологическим и политическим причинам; такие фильмы, как « Побеждает тот, кто осмеливается»**, наиболее наглядно изображают эту фантазию о смелости и непобедимости. Но странная вещь заключается в том, что, когда архетип, подобный этому, бывает вызван, он, похоже, проявляется в «реальной» жизни. Мы, обычные люди, можем испытать это божественное опьянение Ареса в типичной пабной драке, или когда возникает какая-то опасность, и инстинкты внезапно берут верх, и мы действуем решительно и смело так, как никогда и представить себе не могли, находясь в обычном трезвом и испуганном состоянии. Мы оказываемся «выведены из себя» и способны совершать удивительные подвиги храбрости и физической силы, которые были бы совершенно невозможны в повседневном сознании.

Древнескандинавский и тевтонский образ берсерка интересен для изучения в свете истории. Когда-то берега Британии подвергались неоднократным вторжениям викингов и саксов, и можно представить, как ужасно было видеть этих светловолосых гигантов, толпой сходящих со своих кораблей-драконов, носящих рогатые шлемы и держащих огромные мечи, совершенно безумных от света Берсеркера в глазах. В этой энергии есть мощный сексуальный компонент, который отражается во всей фаллической символике рогов и мечей. Я бы также связала этот дух Ареса с религиозным и политическим мученичеством, которое может быть таким же опьяняющим и полным сексуальной страсти. В иудео-христианской культуре это измерение Марса по большей части вымерло, но нам не нужно долго искать, чтобы найти его живым и здоровым в других религиозных и политических направлениях. Некоторые из этих качеств присутствуют также в целеустремлённом профессиональном спортсмене, и мы можем наблюдать, как некоторые участники регби или футбольного матча, или Олимпийских игр оказываются внезапно «захвачены» и совершают выдающиеся деяния, которые, слишком часто, позже повторить не в состоянии. Марсианская личность нуждается в регулярных дозах этой энергии, будь то на ментальном, эмоциональном или физическом уровне, потому что она представляет собой связь с архетипической сферой и придаёт жизни человека ощущение жизненности и смысла.

В мифе бог Арес непреодолимо тянется к Афродите, которая способна укротить его с помощью его же, направленного на неё желания. В этом отношении Арес отображает героя Геракла, который также был укрощён посредством сексуального желания царицей Лидии по имени Омфала (что означает пупок). Омфала обладает такой абсолютной эротической силой над героем, что тот позволяет ей одевать себя как женщину и играть с ним, как будто он большой милый кот. Возможно, вы помните упомянутую мною картину с Аресом и Афродитой, где он, полностью пассивный после секса, сытый и дремлющий, растянулся с ней рядом. Таким образом, Арес может быть приручен с помощью эротического чувства, посредством красоты и удовольствия, тогда как возбуждение от завоевания только оставляет его жаждущим завоевания ещё большего.

Мифический образ Ареса говорит нам, что мы имеем дело с неукротимой архетипической силой, основным инстинктом выживания. На нашей диаграмме есть и другие символические изображения, которые могут помочь нам увидеть более тонкие измерения этого инстинкта. В алхимии Марс отождествляется с принципом серы и чаще всего изображается как волк. В греческом и римском мифах волк также появляется в связи с Аресом-Марсом, и бог Марс фактически является отцом близнецов Ромула и Рема, которые, будучи вскормленными волчицей, вырастают, чтобы основать город Рим. Марс в этом облике – подобный волку одинокий боец, Клинт Иствуд из планетарного пантеона. Алхимическая сера является символом агрессивного инстинкта, первичной жизненной силы, в её звериной стадии, прежде чем она подвергнется тем трансформационным процессам, которые приведут к её гуманизации, рождению нового Царя, являющегося алхимическим золотом. Другими словами, Марс представляет собой примитивную животную форму Солнца.

Таким образом, солнечный герой, прежде чем он станет человеком и разовьёт способность к рефлексивному сознанию, – это волк, горящая алхимическая сера. Этот глубокий символизм легко наблюдается в маленьком ребёнке, который в определённом возрасте – обычно около двух лет, что побуждает людей описывать эту стадию как «ужасные два» – начинает вести себя ужасно, устраивать истерики и быть в целом упрямым и капризным. Эта ранняя ярость, являющаяся совершенно естественным аспектом раннего развития, невыносима для многих матерей, у которых есть проблема, связанная с Марсом в них самих, и позже это может привести ко многим проблемам. Но в этой примитивной ярости есть что-то, что на самом деле является утверждением отдельности, и это подлинное начало формирования индивидуальности. Ярость двухлетнего ребёнка нуждается в сдерживании и смягчении, но если он принудительно подавляется или блокируется посредством вызывания чувства вины и эмоционального шантажа, он не может выйти за пределы своей животной формы, и сера никогда не трансформируется. Он просто продолжает дымиться и испускать сернистые запахи, и многие люди в психотерапии испытывают большой шок, когда обнаруживают «ужасные два», всё ещё испускающие пар внутри, как действующий вулкан.

  • Сокращ. от Special Air Service (the SAS) САС, парашютно-десантные части особого назначения (в Великобритании)

** “Who Dares, Wins”

Продолжение – Лиз Грин. Марс. Часть 6.