Лиз Грин. Миф и Зодиак. Близнецы. Часть 4.

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Близнецы. Часть 3.

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

В мифе мы также можем найти враждующих сестёр, ибо как и в случае со всеми другими знаками пол героя может быть легко заменён на противоположный. Инанна и Эрешкигаль, которых мы ранее встречали в этой книге, являются двумя такими враждебными сёстрами, и опять-таки «светлая» должна кое-что познать — как минимум смерть и возрождение — в руках «тёмной». Артемида и Афродита в греческой мифологии также являются врагами, как мы увидели, когда исследовали некоторые мифические темы Тельца. Целомудрие Артемиды и чувственность Афродиты находятся в совершенном противоречии друг с другом. Тема «другой женщины» (которая, похоже, также является повторяющейся в жизни Близнецов) возникает в связи с Герой и всеми многочисленными любовными увлечениями её супруга Зевса. Даже в волшебных сказках мы встречаемся с темой двух завистливых женщин, иногда соперничающих за любовь мужчины, а иногда за власть: это Белоснежка с её Злой Королевой, и Золушка с её противными завистливыми сёстрами. Психея и Афродита борются друг с другом за любовь Эроса, и даже Дороти в «Волшебнике страны Оз» должна сражаться со Злой Ведьмой Запада. (Соответственно, роль Дороти в классическом фильме играла Джуди Гарланд, которая была Близнецами). Ревность между сиблингами, зависть между друзьями, кофликты с соперниками — все эти темы являются внешним исполнением близнецовского мифа, который, к сожалению, крайне редко понимается как противоборство между двумя половинами самого человека.

Характер Гермеса воплощает в себе эту двусмысленность и мерцание света и тени, ещё одним символом которых являются близнецы. Гермес является самым умным сыном Зевса. Он был рождён Майей. Имя Майя является как именем нимфы, так и именем, которым Зевс называл великую богиню Ночь, когда обращался к ней за прорицанием.

Таким образом Гермес — не просто ребёнок какой-то обычной женщины. Его мать является более древним, более могущественным божеством, и соединение Зевса и Майи становится не просто ещё одним обычным для Зевса изнасилованием, но союзом светлого духа с тёмными бездонными глубинами бессознательного и самой природы. Зевс, как рассказывается в предании, соблазнил её в тёмной пещере под покровом ночи, и она родила сына, обладающего великой хитростью: лживого льстеца, грабителя и угонщика скота, носителя снов и ночного бродягу (по выражению Кериньи, «как те, кто скрывается на улицах у ворот»).

Гермес начал свою изменчивую карьеру, изобретя лиру и похитив коров своего брата Аполлона. Позже он стал посвящённым Посланником на пути в Дом Гадеса в подземном мире, исполняя тем самым обязанности Психопомпа, проводника душ. Таким образом он может пересекать верхний и нижний миры, а также лежащий между ними мир смертных. Он является единственным божеством, которому не отведено “место”, ибо его место это пограничная область, дороги, проходы и перекрёстки, где хоронят самоубийц и вешают преступников. Человеческие существа получают пользу от Гермеса, но иногда тёмной ночью он умышленно сбивает их с пути. Интересно, что одна из версий рождения бога делает его братом-близнецом Афродиты. Оба они являются детьми бога неба Урана, и у них один день рождения в четвертый день лунного месяца. Их сыном был Эрос, великий даймон любви и раздора. Эта любопытная история рождения Гермеса предлагает нам ещё одну сторону его характера, ибо он гораздо больше, чем просто трикстер. Его близнец и родственная душа – богиня плодородия, а их сын — образ великой связывающей силы жизни. Гермес укрепляет взаимоотношения даже посредством ссор и разрывов, и соединяет вместе вещи посредством их различий, и наоборот.

Согласно описанию Вальтера Отто, Гермесу «не хватает достоинства». Его сила – в его находчивости. Он совершает свои деяния с помощью хитрости и волшебства; ему более соответствует магия, нежели героизм, и, вероятно, именно поэтому в эпоху Возрождения магические тексты, с которыми мы встречались ранее, приписывались Трижды Величайшему Гермесу. Он архимаг и покровитель магов. От него также приходит прибыль, умело просчитанная или целиком неожиданная — но в основном последняя. Отто пишет:

«Это его истинная характеристика. Если человек находит на дороге ценные вещи, если ему внезапно улыбается удача, он благодарит Гермеса. Обычным словом, обозначающим любую неожиданную удачу, является hermaion, и привычное выражение для скупости – «обыкновенный Гермес» (koinos Hermes). Безусловно, прежде чем получить подарок от этого бога, человеку зачастую приходится изрядно потрудиться, но в конце его всегда ждёт счастливая находка. Индуистский бог Пушан является аналогом Гермеса, ибо этот бог также знает путь и показывает его, не давая человеку заблудиться». (Отто, «Боги Гомера»).

Продолжение – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Близнецы. Окончание.