Лиз Грин. Миф и зодиак. Доктрины Провидения

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Миф и зодиак. Синхронные явления

Перевод  – Игорь Сивак, 2021г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Когда ранние религиозные писатели пытались описать «нечто», которое они представляли как непознаваемую Волю Бога или Провидение, устраивающее жизненные дела, им было трудно сформулировать искривление времени, пространства и причинно-следственной связи, которое, по-видимому, вызывает любое вторжение этого Провидения. По этой причине Божье Провидение упоминается как находящееся за пределами пространства и времени: будущее и прошлое присутствуют одновременно в Разуме Бога, и всё творение происходит спонтанно в один и тот же момент. С психологической точки зрения только эго переживает жизнь через линейный пространственно-временной континуум, и когда бессознательное прорывается в поле сознания с сопутствующими ему синхронными явлениями и его качеством «абсолютного знания», это переживание является переживанием безвременья и предопределенной судьбы. Юнг формулирует это следующим образом:

«Абсолютное знание», которое характерно для синхронистического феномена, знание, не опосредованное органами чувств, поддерживает гипотезу о самосуществующем смысле или даже выражает его существование. Такая форма существования может быть только трансцендентальной, поскольку, как показывает знание будущих или пространственно отдалённых событий, она содержится в психически относительных пространстве и времени, то есть в непредставимом пространственно-временном континууме». (К. Г. Юнг. «Синхронистичность: акаузальный связующий принцип»)

Проблема того, что религиозный человек понимает как Божье предведенье, привела к довольно ожесточенным столкновениям в ходе развития христианского богословия. Ранние церковники не могли себе представить, чтобы Бог мог быть каким-то иным, как не всеведущим; но если Он был всеведущим, тогда Он знал, какие грехи человек совершит в будущем, а это означало, что грех, спасение и проклятие уже были предопределены. Но это слишком сильно отдавало старой языческой концепцией судьбы и проблемой астрологии; более того, если человеческие грехи и спасение уже были написаны, тогда не было особого смысла ни в моральном стремлении не грешить, ни в том, чтобы с самого начала беспокоиться о руководстве Церкви. Таким образом, нужно было помыслить о чём-то более тонком, что признавало Божье Провидение, отвергая при этом судьбу и принуждение звезд. Бертран Рассел перефразирует святого Августина по этому поводу:

«Астрология не только дурна, но и лжива; это может быть доказано различием судеб близнецов, имеющих один и тот же гороскоп. Стоическая концепция Судьбы (которая была связана с астрологией) является заблуждением, ибо ангелы и люди обладают свободной волей. Это правда, что Богу предведомы наши грехи, но грешим мы совсем не по причине его предведения».

Августин был глубоко убежден, что все люди разделяют грех Адама и поэтому заслуживают осуждения. Однако Бог, по Своей великой милости, предопределил некоторых людей к спасению; других Он предопределил к наказанию, которого заслужил их грех. Все люди, запятнанные грехом, заслуживают осуждения на вечные муки, но Бог по Своему свободному выбору избирает некоторых для спасения. Августин считал, что Бог предопределил точное число тех, кто должен был получить Его благодать, и ни одна душа не может быть добавлена или удалена из этого числа избранных. Однако, несмотря на это, заявляет он, ангелы и люди обладают свободой воли. Я думаю, это иллюстрирует некоторые трудности, которые возникли вокруг проблемы согласования человеческой свободы выбора с Божьим всеведением.

Доктрины Провидения и предопределения придерживался также Фома Аквинский, который, как и Августин, отвергал астрологию по обычным причинам. В ответ на вопрос: «Существует ли такая вещь, как судьба?» Фома Аквинский предлагает назвать судьбой порядок, запечатлённый Провидением, но разумнее будет найти какой-нибудь другой термин, поскольку судьба – это языческое слово. Это неизбежно приводит к аргументу, что молитва полезна, но Провидение неизменно. Бог иногда творит чудеса, но никто другой этого не может.

Продолжение – Лиз Грин. Синхронность и судьба. Рассуждения.