Лиз Грин. Миф и Зодиак. Стрелец. Кентавр Хейрон

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Стрелец. Плодовитость, справедливость, роковое влечение

Перевод  – Игорь Сивак, 2021г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Какую бы историю мы ни рассматривали, Хейрон это сын земли, смертный или Титан, а не олимпиец. Он был известен как самый мудрый и самый праведный из кентавров. Его слава как целителя, учёного и пророка распространилась повсюду. Но он является хтоническим божеством и принадлежит к той группе фаллических или полу-животных наставников богов которые символизируют мудрость природы и самого тела. Хейрон стал царём кентавров, и в пещере под вершиной горы Пелион он воспитывал героев и сыновей богов. Самым выдающимся среди них был Асклепий, полубожественный целитель, которого кентавр научил искусству врачевания.

«В древней вазовой живописи он появляется в одеянии, покрытом звездами, с выкорчеванным деревом на плече, со своими охотничьими трофеями, и с собакой рядом: дикий охотник и тёмный бог». (123)

У этого «охотника и тёмного бога» трагическая судьба. Как и Зевс, он оказывается в ловушке, и пойман он своим собственным телом. Развлекая Геракла на горе Пелион в то время, когда герой пытался поймать эриманфского вепря, он был случайно ранен одной из стрел Геракла – в колено, ступню или в бедро, в зависимости от версии мифа, но в любом случае в его лошадиную часть. Эти стрелы были обмакнуты в кровь Гидры, убитой героем, и встреченной нами несколько страниц назад; и они были смертельным ядом. Поражённый несчастьем, постигшим его старого друга, Геракл вытащил стрелу, и сам Хейрон собрал лекарства, чтобы перевязать рану. Но они оказались бесполезны, и Кентавр, воя в агонии, удалился в свою пещеру. Он не мог умереть, потому что был бессмертен, но не мог и жить, потому что от яда Гидры не существовало противоядия, и его мучения нельзя было облегчить. Много позже, когда Прометей похитил огонь и был наказан Зевсом, а затем освобожден Гераклом, Зевс потребовал Прометею замену – бессмертного, который спустится в преисподнюю и примет смерть вместо него. Этим бессмертным был Хейрон, и изобретатель искусства врачевания взял на себя смерть благодетельного титана Прометея, который принес огонь человеку.

Это печальная история с ещё более печальным концом. Благородная и добрая фигура мудрого Кентавра вряд ли заслуживает такой судьбы. И всё же образ страдающего Хирона с его неисцелимой раной каким-то образом подходит, как тень к свету, властной и неутолимой фигуре Зевса, царя богов и людей. Возможно, там, где так много света, должна быть и тьма. Рана связана с животным аспектом Кентавра и находится в ноге – той части тела, на которой мы должны стоять, или занимать свою позицию в материальном мире. Хейрон является одним из длинного списка увечных богов, у которых была травмирована нога, или, другими словами, их отношения с физической реальностью. Вся его мудрость не может ему помочь, потому что яд Гидры – неизлечимый яд теневой стороны жизни. Мне кажется, что эта печаль и ранение являются неотъемлемой частью Стрельца и порождают своего рода депрессию или отчаяние под яркой оптимистичной поверхностью знака. Я считаю, что именно поэтому Стрельцы могут быть настолько маниакальными в своих упорных усилиях быть счастливыми и занимательными. Зевс вызывает в небесах гром и молнию, и нет знака более позитивного или жизнерадостного. Но в его пещере скрыт страдающий Кентавр, который может исцелить и дать мудрый пророческий совет при всяком человеческом недуге, кроме своего собственного, и который отравлен столкновением своей доброй натуры с тьмой и ядом мира. 

Продолжение – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Стрелец. Окончание