Лиз Грин. Миф и Зодиак. Телец. Афродита-Венера

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Телец. Часть 2.

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Афродита-Венера обладает более выраженной «личностью» и более чёткими очертаниями, чем практически любая другая греческая богиня. Она представляет собой не просто абстрактную концепцию, призванную персонифицировать некоторый смутно ощущаемый порядок в космосе. Она невероятно живая, и это качество транслируется от её изваяний, которые мы унаследовали и которые восходят ко временам до-греческой эры, к Иштар – великой богине Среднего Востока. Она одарена интенсивным плотским влечением и полным отсутствием амбивалентности в отношении секса. Пол Фридрих в своей книге «Значение Афродиты» назвал это «солнечной сексуальностью», в сравнении с женскими божествами Артемидой и Афиной, для которых сексуальный акт приравнивается к осквернению. В то время как тело является осквернением для большинства олимпийцев, для Афродиты оно священно. Отчасти поэтому она обычно изображается обнажённой, тогда как другие богини почти всегда прикрыты. Она словно олицетворяет собой обнажённую беззастенчивую природу. Также, как и Зевс, она выступает в качестве посредника между миром бессмертных и миром людей, ибо с удовольствием вступает в связь со смертными. Как правило, смертный мужчина, вступивший в сексуальные отношения с богиней, наказывался смертью, кастрацией или чем-то ещё худшим. Мы встречались с примером Иксиона, которого в наказание за его попытку соблазнить богиню Геру навсегда привязали к огненному колесу. Но Афродита является потенциальной любовницей любого бога или героя, который пленит её воображение. В этом смысле она готова воплотиться, чтобы вступить в отношения с живущими людьми и земными вещами. Смертные могут созерцать её в её наготе, поэтому она доступна человеческому переживанию, в отличие от таких богов как Аполлон и Артемида, которые остаются [для него] неуловимыми и наказывают тех, кто слишком пристально [на них] смотрит.

Афродита представляет собой активный женский принцип: она принимает живое участие в ухаживании и соблазнении, любви и физической близости. Её никогда не похищает или не насилует мужчина, ибо она настолько сексуально могущественна, что это невозможно. Она никоим образом не напоминает похожих на жертву женщин, которых Зевс и другие мужские боги преследуют, похищают, насилуют и унижают. Афродита представляет собой образ относительного сексуального равенства, редкое существо для того периода истории, когда преобладающий коллективный взгляд склонялся в противоположную сторону. Она также является покровительницей куртизанок, хотя с таким же энтузиазмом руководит страстным сексом в браке.

В то время как Гера, царица богов, выступает за структуры и моральные кодексы, которые связывают институт брака внутри коллектива, Афродита воплощает собой его супружескую радость и плодовитость. Деторождение, желание и удовлетворение, украшение и культура, красота и эротические искусства: всё это принадлежит ей. Её занятие любовью – это цивилизованное искусство, в отличие от физического насилия и ненасытности Ареса-Марса. Пол Фридрих пишет:

«Сексуальные побуждения естественны; с другой стороны, утончённый акт любви высоко культурен. Афродита является посредником между ними, она “соединяет их вместе”. Или, что ещё лучше, она не делает их идентичными, но устанавливает взаимосвязь между ними и заставляет их в значительной степени совпадать. Иными словами, мы можем согласиться, что она является “богиней экстаза”, но должны признать, что этот экстаз гармонично сочетает в себе природные и культурные ингредиенты». (Пол Фридрих, «Значение Афродиты»)

Однако, дары Афродиты являются обоюдоострыми. Искусство любви и удовлетворения желания могут соединить мужчину и женщину в гармоничном сексуальном союзе и счастливой супружеской жизни. Но, с другой стороны, они могут порождать соперничество, ревность и страсти, представляющие серьёзную угрозу отношениям между индивидуумами, родственными группами и даже нациями. Так, страсть Миноса к священному быку привела к непреодолимой страсти его супруги к этому же быку, и появившееся в результате чудовище стало язвой, изнутри разлагающей царство. Даже корова, которая кажется таким мирным существом, может привести к хаосу и разрушению. В ранних космогониях у Афродиты нет матери, и она рождена от союза между морем и отрезанными гениталиями Урана, после того как его кастрировал его сын Кронос. Это наводит на мысль о том, что кем бы ни была Афродита, она не связана с материнством в обычном смысле, хотя и является плодовитой. Возможно, более правильным было бы сказать, что она в каком смысле не является супругой, хотя благоволит физическим радостям брака. Фридрих предполагает, что она самая «солнечная» из богинь:

«Артемида и Гера всецело связаны с Луной — первая обычно движется в залитом лунным светом полуночном эфире, вторая часто изображается с лунным серпом. Их символизм имеет богатую предысторию в европейской цивилизации, и, конечно, существуют более общие психологические ассоциации между луной и менструальным циклом, девственностью и вообще женским принципом… Именно Афродита, более чем любая другая богиня, во многих отношениях является однозначно солнечной, и эта солнечность естественно связана с её золотистостью. Заметьте, что она соблазняет Анхиса при дневном свете. Существует глубоко лежащее противоречие или полярность между её солнечной сексуальностью и тайным лунным страхом и враждебностью, испытываемыми Артемидой к плотской любви». (Пол Фридрих, «Значение Афродиты»).

Продолжение – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Телец. Гефест