Лиз Грин. Миф и Зодиак. Водолей. Завершение

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Водолей. Зевс и Прометей

Перевод  – Игорь Сивак, 2021г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Теперь мы можем рассмотреть фактическое созвездие Водолея и те мифы, которые с ним связаны. Водонос в египетских преданиях был богом, который правил рекой Нил. Его звали Хапи  и  изображали  бодрым толстяком с женской грудью, одетым как лодочник или рыбак, и жившим около Первого порога [Нила] в пещере, где он  изливал из своих урн воду на небо и на землю. Поскольку вся египетская цивилизация зависела от ежегодного разлива Нила, Хапи был важным божеством. Но помимо излияния воды он ничего больше не делал. Греки наложили на это созвездие совсем другой миф: миф о Ганимеде, прекрасном сыне троянского царя Троса. Согласно этой истории, он был самым прелестнейшим юношей из живущих, и Зевс возжелал его и выбрал для того, чтобы он стал виночерпием для богов. Олимпиец принял облик орла и, похитив мальчика, унёс его на небо. Впоследствии, от имени Зевса Гермес подарил королю Тросу в качестве компенсации золотую лозу и двух прекрасных лошадей. Ганимед был сделан бессмертным и подавал богам нектар, а Зевс поместил его образ среди звёзд как Водоноса.

Какое отношение этот довольно маленький миф может иметь к сложной психологии и судьбе Водолея, видно не сразу. У Роберта Грейвса есть на этот счёт следующие комментарии:

«Миф о Зевсе и Ганимеде приобрёл необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку он предоставлял религиозное оправдание страстной любви взрослых мужчин к мальчикам… С распространением платонической философии гречанки, до тех пор интеллектуально доминирующие, превратились в бесплатную рабочую силу и производительницу детей везде, где правящими богами были Зевс и Аполлон».

Поскольку не все Водолеи являются гомосексуалистами, сейчас я склонна понимать эту очаровательную историю о греческих богах-геях символически, а не буквально. Грейвс связывает миф с неприятием женского начала и ослаблением его власти. Для Водолея это, безусловно, актуальная тема. Этому знаку присущ заметный ужас перед низшим и биологическим – мы уже видели это в истории Урана, отвергающего своих детей-титанов, – а также глубокий страх перед иррациональным. Образ гомосексуальности в мифе может, среди прочего, предполагать исключительно мужской мир, место, куда женщины и инстинктивный план жизни не могут войти – союз, который не производит потомства, кроме того, которое происходит от разума и духа. К женщине-Водолею это относится в не меньшей степени, чем к Водолею-мужчине, поскольку она часто чувствует себя более непринуждённо с мужской компанией и мужскими идеалами. Племенной обычай забирать достигших половой зрелости мальчиков у их матерей и помещать их в исключительно мужские «клубы» или группы, чтобы нейтрализовать силу женского, матриархального царства, является антропологической параллелью, которая показывает, насколько архетипическим является стремление к мужской силе при исключении женской. Зевс и Ганимед вместе отвергают Госпожу Геру. Когда царь богов берёт в любовницы женщину, Гера может по крайней мере посоперничать. В случае с Ганимедом она не может к нему даже приблизиться. Я считаю, что это водолейский паттерн, хотя обычно он встречается в сферах, отличных от сексуальной. Этот знак, безусловно, является поборником света и духа, и единственным женским божеством, с которым сам Прометей вообще имел какие-либо дела, была Афина, сама едва ли являющаяся подругой Великой Матери, поскольку она – отцовская дочь-девственница. Таким образом, мир Прометея – это мужской мир, в котором запечатлена драма борьбы за эволюцию и её неизбежные последствия. 

Продолжение – Лиз Грин. Миф и Зодиак. Рыбы