Лиз Грин. Понятие индивидуальных кер, даймона и мойры

Продолжение перевода книги Лиз Грин «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Мифы, как понимание астрологических символов

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Итак, наконец, мы подошли к понятию индивидуальных кер, даймона и мойры. Кер – это эйдолон [призрак], или крылатый дух, имеющий зловещий вид – это объект страха. Если он гневен и жаждет мести, это Эриния. Рассматриваемая как данная в удел человеку при его рождении, это его мойра — продолжительность его жизни или предел его жизненной силы, негативный и репрессивный аспект его судьбы … Даймон (гений) человека, с другой стороны, сохраняет элемент благотворной силы, функциональной маны (сверхъестественной силы). Когда, например, Гераклит говорит, что характер мужчины – это его даймон, он имеет в виду, что это именно сила формирует его жизнь изнутри и творит или портит его судьбу, а не «удел», назначенный ему извне. (F. M. Cornford, From Religion to Philosophy, Harvester Press, London, 1980, p. 110)

Между этими двумя взглядами на судьбу существует значительная, хотя и тонкая разница. Это отражено в нашем различении в английском языке слова «судьба» (‘fate’) и слово «удел» (‘destiny’). Корень слова «удел» на латыни означает «стоять отдельно», тем самым подразумевая, что, хотя удел — это, в одном смысле, судьба, она больше связана с развитием человека, тем, что делает его уникальным, тем, что заставляет его «стоять отдельно» от его товарищей. Юнг использует слово судьба в обоих смыслах, иногда больше в одном, иногда в другом. Но даймон, несмотря на его более творческие или «благотворные» коннотации, не менее детерминистический, чем границы Мойры. Это все ещё «то, что я должен делать». У меня возникает любопытное ощущение, что эта двойственность судьбы охватывает что-то, обладающее как женским, так и мужским обличьем, или, другими словами, тёмным и светлым ликом. Мойра, несомненно, женского рода. Её царство – это царство инстинктов, наследственности и смертности. Даймон, когда мы встречаемся с ним в работах таких философов, как Платон, обладает более активным и амбициозным качеством. Он пытается куда-то идти; в нём есть ощущение цели. Кереньи также рассматривает значение даймона в своей работе «Зевс и Гера»:

«“Промыслитель”* – это значение относится к “даймону”, а не к человеку. Во множественном числе на языке Гомера слово “daimones” полностью эквивалентно “theoi”, “богам”. “Даймон” в единственном числе также имеет персональный характер. Он проявляется в персональном присутствии, можно сказать, в персональной судьбе, хотя мы не должны понимать здесь “судьбу” как существующую саму по себе. “Промыслитель” присутствовал только в персональной оболочке; каждый раз, когда он являлся, это было персональное руководство». (C. Kerenyi, Zeus and Hera, Routledge & Kegan Paul, London, 1975, p. 16.)

Это резко контрастирует с коллективной безличностью Мойры, а также с коллективной безличностью астрологического Плутона.

Когда я пытаюсь постичь сущность этого таинственного даймона, у меня остается ощущение чего-то, что изнутри побуждает человека воплощать уникальный паттерн. Он целенаправлен, телеологичен, как сказал бы Юнг; он пытается куда-то пойти, и поэтому индивид, в котором он жив или который, если посмотреть по-другому, является его воплощением, должен сам куда-то пойти. Очевидное проявление такой движущей силы во внешнем мире происходит в сфере призвания. Хотя ощущение «призванности» переживается не всеми, оно наиболее безошибочно в тех, для кого оно является реальностью, и внешнее проявление «характера» этого индивидуума в виде сферы творческих устремлений соответствует внутреннему образу даймона, который им движет. У Сократа определённо был даймон, и он пытался жить в согласии с его побуждениями. Юнг мог бы сказать, что это жизнь в гармонии с Самостью и подчинение ей. Традиционно религиозный человек может сказать, что это жизнь в согласии с волей Бога. Но бог внутри, и мы снова возвращаемся к уравниванию Новалисом судьбы и души.

  • Англ. ‘dispenser’, возможный перевод – «вершитель».

Продолжение – Лиз Грин. Астрология судьбы. Рассуждения