Лиз Грин. Судьба и семья. Миф и астрология

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Глава IV. Судьба и семья. Миф.

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

После Атрея царём Микен стал Менелай, а его брат Агамемнон стал царём Аргоса. Они были женаты на двух сестрах, Елене и Клитемнестре, дочерях царя Спарты Тиндарея. Из-за того, что Елена изменила Менелаю с троянским принцем, началась Троянская война; и Менелай, и Агамемнон стали военачальниками, которые повели греческие армии на разграбление вражеского города.

Когда Агамемнон отправился на собрание союзных царей, чтобы возглавить греческие войска, он оставил со своей женой Клитемнестрой двух дочерей и сына по имени Орест. Старшую и самую красивую из дочерей звали Ифигения; младшей была Электра. Собирая в Авлиде греческий флот для отплытия в Трою, Агамемнону случилось оскорбить богиню Артемиду своим горделивым хвастовством, проявленным им в её священном лесу. Поэтому разгневанная богиня послала плохую погоду, и греческие корабли не могли плыть. Провидец сообщил Агамемнону, что Артемида будет умиротворена, только если он принесёт на алтаре богини в жертву свою дочь Ифигению. Поэтому Агамемнон обманул жену, сказав, что его дочь выйдет замуж в Авлиде, и чтобы завоевать благосклонность богини, убил ребёнка.

Когда Клитемнестра обнаружила, что её любимое дитя было убито Агамемноном, она поклялась отомстить. Она взяла в любовники того самого Эгиста, который был сыном Фиеста от собственной дочери. Сначала она отправила в изгнание своего сына Ореста, чтобы тот не смог защитить своего отца. Затем, когда Агамемнон с триумфом возвратился после Троянской войны, она и Эгист зарезали его в его ванне, и она назначила Эгисфа своим супругом, чтобы он править с ней Аргосом.

Орест был сослан на Фокиду. Бог Аполлон посетил его там и приказал ему вернуться в Аргос, чтобы отомстить за смерть своего отца, угрожая страшными наказаниями, если он попытается уклониться от этого деяния. Итак, Орест вернулся переодетым и стал тайно замышлять со своей сестрой Электрой. Сначала они убили Эгиста, любовника своей матери, а затем Орест зарезал собственную мать.

Хотя Орест повиновался приказам бога Аполлона, он нарушил закон Эриний, защитниц материнского права и мстительниц за убийство кровных родственников. Поэтому Эринии преследовали Ореста по всей Греции и довели его до ужасного безумия. В конце концов он попросил убежища перед алтарем богини Афины в Афинах. Афина, сжалившись над ним, но признав также право Эриний на их добычу, передала дело в верховный суд Афин. И Аполлон, и Эринии отстаивали свои дела перед человеческими судьями. Когда голосование было проведено, оно было равным; поэтому Афина отдала свой решающий голос за Ореста и в обмен предложила Эриниям жертвенник и почётное поклонение на своей земле. Эриний впоследствии стали называть Эвменидами, «добрыми дамами», и Орест свободным человеком вернулся в Аргос и женился на Гармонии, дочери Менелая и Елены. Таким образом, проклятие линии Тантала иссякло.

Интересно, что подумает семейный психотерапевт об этой истории, если Орест окажется «идентифицированным пациентом» с его симптомами психотического срыва. Тем не менее, именно такие истории рассказывают семьи, хотя обычно не в таких ярких выражениях, как матереубийство и ссоры между богами. Однако психологические эквиваленты часто похожи. Семьи являются организмами, а психическая жизнь созависимой семьи* – это замкнутый круг, внутри которого в тайной тьме бессознательного разыгрываются древние и часто жестокие эмоциональные драмы. Ничего не видно до тех пор, пока в связи с «тревожным» ребёнком не обратятся за профессиональной помощью, а затем, ужасно медленно и часто вопреки яростному сопротивлению, нити, плетущие историю, распутываются, и то, что выглядело как индивидуальная «болезнь», становится все более очевидным как неразрешённый семейный комплекс. Мы уже встречались с гранями этой проблемы в двух приведённых мною примерах аспектов Венера-Плутон и Марс-Плутон, поскольку в жизни как Кэролайн, так и Рут сексуальные и эмоциональные трудности родителей, бабушек и дедушек каким-то образом «передались» ребёнку и действовали в его жизни как судьба. Плутон является особым сигнификатором особого рода переживаний: Мойра как Ужасная Мать, стремящаяся отомстить за нарушение или вытеснение её законов. Проблемы сексуального или инстинктивного характера в целом представляются Плутоном как семейные комплексы. Но помимо инстинктивных конфликтов, через семьи передаются и другие вещи, и они могут иметь как творческое, так и деструктивное обличье. Миф снова демонстрирует огромную ценность как источник понимания архетипических паттернов, которые доминируют в семьях из поколения в поколение. Образ семейного проклятия, столь любимого в греческих мифах, является ярким изображением того, что невидимо проходит по семейной линии, и воплощает опыт семейной судьбы.

  • англ. – enmeshed family. Судя по всему автор имеет в виду концепцию Сальвадора Минухина. Речь идёт о семьях, в которых личные границы размыты, подсистемы недифференцированы, а чрезмерная забота о других ведет к потере автономного развития. Также этот термин иногда применяется к поглощающим созависимым отношениям.

Продолжение – Лиз Грин. Астрология и семейные системы. Миф об Оресте