Лиз Грин. Судьба, инстинкт и архетип

Лиз Грин. «Астрология судьбы».

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Судьба, природа и цель

Перевод  – Игорь Сивак, 2020г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Таким образом, инстинкт и архетип – это два полюса одной и той же динамики. Инстинкт присущ человеку или является живой силой, выражающейся через каждое движение каждой клетки в наших физических телах: воля природы, которая управляет упорядоченным и разумным развитием и увековечиванием жизни. Но архетип, облечённый в свой архетипический образ, – это переживание психикой этого инстинкта, живой силы, выражающейся через каждое движение каждой фантазии и чувства, и полёта души. Этот образ, более древний, чем древнейший из богов, первобытное лицо Мойры, является восприятием психикой непреложного закона, присущего жизни. Нам выделена наша доля, и не более. Юнг приблизился к тайне, которую интеллекта с большим трудом вмещает: единство внутреннего и внешнего, тела и психики, человека и мира, внешнего события и внутреннего образа. Он говорит об архетипе, с одной стороны, как об унаследованном способе функционирования, врождённом паттерне поведения, который мы можем наблюдать во всех царствах природы. Но это ещё и нечто другое.

Этот аспект архетипа является биологическим … Но картина сразу меняется, если смотреть изнутри, то есть изнутри сферы субъективной психики. Здесь архетип представляется как нуминозный, то есть видится как опыт фундаментальной важности. Всякий раз, когда он облекается в соответствующие символы, что не всегда так, он ставит человека в состояние одержимости, последствия которого могут быть неисчислимыми. (К.Г.Юнг, «Символическая жизнь»)

Именно эти «неисчислимые последствия», по-видимому, входят в жизнь как события, предначертанные произойти вовне. Вот эта парализующая болезнь, странно приуроченный несчастный случай, неожиданный успех, компульсивный любовный роман, крошечная ошибка, которая приводит к перевороту всей структуры жизни. Тем не менее, похоже, что источник этой силы не вовне, или, скорее, не только вовне; Мойра также находится внутри.

В работах Юнга можно прочесть всё более четко формулируемую связь между судьбой и бессознательным.

«Моя судьба» означает демоническую волю именно к этой судьбе — волю, которая не обязательно совпадает с моей собственной (волей эго). Когда она противостоит эго, трудно не чувствовать в ней определенной «силы», божественной или инфернальной. Человек, покоряющийся своей судьбе, называет её Божественной волей; человек, который вступает с ней в безнадежную и изнурительную борьбу, более склонен видеть в ней дьявола. (К.Г.Юнг, «Психология и Алхимия»)

Связь между этой «волей, которая не обязательно совпадает с моей собственной» и Самостью, центральным архетипом «порядка», лежащим в основе индивидуального развития, вырисовывается всё чётче и чётче. Судьба, природа, материя, мир, тело и бессознательное: это связанные нити, сплетённые на ткацком станке Мойры, которая правит миром плоти и вещества и инстинктивными побуждениями бессознательной психики, чьим последним ребёнком является эго.

Индо-европейский корень “mer” означает «умереть». Отсюда также происходит латинское “mors”, греческое “moros” («судьба») и, возможно, Мойра, богиня судьбы. Норны, сидящие под мировым ясенем, – это хорошо известные персонификации судьбы, подобные Клото, Лахесис и Атропос. У кельтов концепция Судьбы, вероятно, перешла в концепцию matres и matronae, которых тевтоны считали божественными … Возможно, это может указывать на великий изначальный образ матери, которая когда-то была нашим единственным миром, а позже стала символ всего мира? (К.Г.Юнг, «Символы трансформации»)

О символических изображениях архетипа Матери Юнг пишет:

Все эти символы могут иметь положительное, благоприятное значение или отрицательное, злое значение … В богинях судьбы виден амбивалентный аспект. Злыми символами являются ведьма, дракон (или любое пожирающее или свивающееся кольцами животное, такое как крупная рыба или змея), могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, ночные кошмары и призраки … Это место магической трансформации и возрождения вместе с потусторонним миром и его обитателями находится под покровительством Матери. С негативной стороны, архетип Матери может означать что-то тайное, скрытое, тёмное; бездна, мир мёртвых, всё, что пожирает, соблазняет и отравляет, всё, что ужасно и неизбежно, как сама судьба. (К.Г.Юнг, «Символы трансформации»).

Продолжение – Лиз Грин. Судьба и архетип. Часть 2