Лиз Грин. Происхождение Хирона. Ч.1

Перевод новой книги Лиз Грин “Хирон в любви”.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Природа Хирона. Часть 5.

Перевод  – Игорь Сивак, 2024г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Более ранние культуры, такие как египетская и вавилонская, представляют нам мифы о творении эманированной вселенной, в которой формы постоянно возникают и трансформируются, а не космоса, который трансцендентный Бог создал раз и навсегда ex nihilo (лат. «из ничего» – прим. переводчика), как он это делает в авраамических религиях. Гибридные фигуры являются частью контекста этих древних культур. Но к эллинистическому периоду миф стал заменяться философией, а мифические образы стали пониматься как аллегории и метафоры, а не реалии. Даже во времена Платона в IV веке до нашей эры в некоторых философских кругах боги понимались как психологические силы. Космос воспринимался как рациональный порядок – греческое слово kosmos на самом деле означает «порядок» – а гибриды, подобные Хирону и Пану, которые появляются в позднейшей греческой иконографии, являются чем-то необычным. Их редкость означает, что на них стоит обратить пристальное внимание.

Происхождение Хирона

Истории о происхождении Хирона могут помочь нам лучше понять возможности, которые он предлагает. Он – сын Кроноса, которого в астрологии мы знаем как Сатурна. Кронос соблазнил нимфу по имени Филира, но когда его жена Рея застала их на месте преступления, он превратился в жеребца и поскакал прочь, спасаясь от гнева жены, оставив Филиру одну и беременную. Когда ребёнок родился, Филира нашла его облик кентавра отталкивающим и пугающим, и бросила его, умоляя богов превратить её в кого угодно, кроме человека, чтобы она могла избежать позора. Кронос из жалости превратил её в липу. Брошенный младенец Хирон был спасён Аполлоном, который вырастил его и обучил искусству врачевания и музыке, а Артемида научила его навыкам охоты и владению луком.

Отцом Филиры был Океанос, великий поток, который окружает и поддерживает вселенную. Этот космический поток – не просто вода. Это первичная субстанция многих мифологий: сырое, текучие, творческое «вещество», из которого всё возникает. Хирон, полулошадь и полубожество, – потомок нашего старого друга Сатурна, чья природа титаническая или земная. Но Хирон также является внуком безграничного, первозданного царства Океаноса: воображаемого мира как матрицы, из которой исходит вся жизнь, и клея, связывающего всю её воедино.

О каком сочетании может идти речь? Астрологический Сатурн символизирует, помимо прочего, пределы формы. Кронос — сын Геи-Земли и Урана-Звёздного Неба, но он пошёл в свою мать. Как только образы, вдохновения и идеи заключаются в материю, они становятся ограниченными и перестают обладать текучестью и бесконечными возможностями. Мир Океаноса, напротив, можно условно сравнить с царством астрологического Нептуна. Это аморфная матрица, из которой формируется всё. В алхимии её называют первичной материей, prima materia, из которой возникают семь алхимических металлов. В каббалистической мысли его называют «аур», первичным светом, который исходит от неведомого божества и из которого рождаются все вещи.

Гибридная природа Хирона, по-видимому, предполагает, что он соединяет структурированное, привязанное к земле восприятие реальности Сатурна с безграничным царством предформы, где божественное только начинает возникать в проявленном. В платонической мысли этот безграничный мир понимается как Мировая Душа, которую Юнг явно приравнивает к своей идее коллективного бессознательного. В работах неоплатоников, таких как Ямвлих, это царство также понимается как царство воображения. Воображение, доступ к которому осуществляется через ритуал, а также через сны, гадания и искусство, обеспечивает людям мост между сознанием и коллективным бессознательным – областью архетипов или, иначе говоря, обителью богов, – поскольку оно принадлежит и тому, и другому. (12)

(12) О роли воображения в творчестве Ямвлиха см. Ямвлих, «Мистерии» (Iamblichus, De mysteriis, trans. Emma C. Clarke, John M. Dillon, and Jackson P. Hershbell (Brill, 2004)). См. также Лиз Грин, «Исследования Юнга в астрологии» (Liz Greene, Jung’s Studies in Astrology, pp. 73-116.)

Хирон — это проводник между царством воображения, в котором душа существует без телесных ограничений — mundus imaginalis — и смертным телом с его ограничениями и неизбежной, запертой во времени гибелью. Хирон сочетает в себе царство бесконечных текучих возможностей Океаноса и сатурнианский мир закона, структуры, формы и смертности. У нас не так уж много мостов между этими двумя мирами. Ритуал и молитва иногда могут ненадолго перекинуть такой мост; некоторые галлюциногенные препараты могут обеспечить временное пересечение; также искусство, музыка и мир сновидений могут предложить нам недолговечный переход. Но эго обычно разрывается между ними, заключённое в рамки мирской жизни, но бесконечно стремящееся найти путь к смутно мерцающему идеальному царству любви, красоты, истины и неограниченных возможностей.

Продолжение –Лиз Грин. Происхождение Хирона. Ч.2.