Лиз Грин. Часть 1. Природа Хирона. Ч.5

Перевод новой книги Лиз Грин “Хирон в любви”.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Природа Хирона. Часть 4.

Перевод  – Игорь Сивак, 2024г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Значение мифических гибридов

Гибридные существа, встречающиеся в греческих мифах, а также в историях других культур, сложны и тревожны. Они отражают мосты между различными сферами реальности или, говоря человеческим языком, разными измерениями психики. Они подразумевают, что существуют два или более мира, которые объединены или интегрированы. Всё, что имеет сложную форму, включающую как человека, так и животное, представляет нам некий атрибут жизни, который не является ни исключительно человеческим, ни исключительно инстинктивным. Это комбинация того и другого.

Поскольку греческие боги, как правило, антропоморфизированы — изображены в человеческом обличии, — человеческие черты этих гибридов также являются чертами богов. Но гибридные существа, хотя обычно хотя бы частично божественные, непоследовательны в своей реакции на людей. Некоторые из них благосклонны, некоторые амбивалентны, а некоторые мстительны. Греческий Сфинкс, охраняющий ворота Фив и задающий знаменитую загадку Эдипу, – гибрид женского божества, льва и орла. Она представляет собой орудие мести богов и уничтожает любого человека, который не может ответить на её загадку. Пан — гибрид мужского божества и козла, но в отличие от Сфинкса он — доброе лицо мира природы и не имеет внутренней враждебности к людям. Минотавр — гибрид человека и быка, но, как и Сфинкс, он является орудием мести богов и порождён, чтобы наказать человеческое высокомерие и надменность. Он безжалостно разрушителен и питается человеческой плотью.

В религиозной иконографии Древнего Египта боги обычно изображаются в виде гибридов. Очень немногие – в частности, Осирис и Исида – изображаются в полностью человеческом обличии, но даже Осирис, управляющий циклами природы, часто изображается с зелёной кожей. Мы находим человеческие фигуры с головами животных и фигурки животных с человеческими головами. Подобные гибриды мы можем увидеть в образах вавилонских мифов. В Британском музее на выставке вавилонских артефактов посетители сталкиваются с огромными крылатыми быками с человеческими головами.

Как и другие мифические гибриды, Хирон, наполовину конь, наполовину бог, соединяет миры. Он стоит между двумя измерениями реальности, божественным и инстинктивным, и обеспечивает возможность их интеграции, хотя в обычной жизни они кажутся безвозвратно разделенными. В психологических терминах это слияние человеческого/божественного и животного отражает подвижный взаимообмен между сферой сознания и сферой инстинктивного бессознательного. Мы не привыкли к таким образам в искусстве современного мира, если только они не задуманы намеренно метафорическими или причудливыми и насмешливыми – тем, что некоторые могут назвать постмодернистской стилизацией, – как странные гибриды, которые появляются на декоративных керамических тарелках, созданных итальянским художником Пьеро Форназетти (1913-1988). (11)

11 Настенные тарелки «Tema e Variazione» можно найти на сайте www.fornasetti.com.

Хотя ряд греческих божеств, таких как Пан, имеют составную форму, олимпийские боги не изображаются как гибриды. Несмотря на то, что по человеческим меркам они зачастую аморальны, они символизируют божественные законы, управляющие Вселенной. Зевс превращается в различных животных и птиц, чтобы добиться успеха в своих многочисленных соблазнах, а у олимпийцев есть свои символические животные: у Афины – её сова, у Геры – её павлин, у Зевса – его орёл, у Артемиды – её лань. Но семь планетарных богов, известных греко-римскому миру, полностью антропоморфны. Образ гибрида отражает состояние единства психики и тела, духа и материи, поскольку эти противоположности ещё не поляризовались. В терминологии Юнга гибриды символизируют целостность, существовавшую до возникновения эго и вызванного им расщепления между сознанием и бессознательным.

21_.jpg

Одна из декоративных тарелок Пьеро Форнасетти, созданная для выставки в Милане в 1947 году. Изображённая на ней женщина – Лина Кавальери, итальянское оперное сопрано начала 1900-х годов. Форнасетти нашёл ксилографию с её лицом в журнале, но в фактически никогда с ней не встречался.

Продолжение – Лиз Грин. Часть 1. Происхождение Хирона. Ч.1.