Лиз Грин. Родительские архетипы 5

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортаса.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Родительские архетипы 4

Перевод  – Игорь Сивак, 2022г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Амбивалентность является характеристикой всех архетипических фигур, и именно эту амбивалентность сознанию так трудно сдержать. Вот почему Нойманн рисует такие аккуратные оси. Возможно, именно поэтому родительский брак и брак Мировых Родителей неизбежно представляются нам как столкновение противоположностей, когда два человека поляризуются по вопросу, который втайне принадлежит им обоим. Материнская ось, о которой я упоминала ранее, является хорошим примером. Архетипическая мать содержит в себе как созидательное, так и разрушительное измерение. Материнство включает в себя и то, и другое. Но женщине очень трудно воспринимать себя и тем, и другим. Обычно возникает ужасное чувство вины, когда человек сталкивается с разрушительной стороной матери в себе. Чувства, которые женщина испытывает к маленькому ребенку, часто представляют собой очень сложную смесь любви и ненависти, нужды и власти. Мы воспринимаем любовь как должное, как главную и необходимую составляющую материнства. Но неизбежно будет и ненависть, потому что рождение ребёнка знаменует смерть puella, вечной девушки, в женщине. Наряду с мирскими вопросами ответственности на практическом уровне и следующих пятнадцати лет, подписанных и скрепленных относящимся к утрате личной свободы чувством «никогда больше», существуют и более глубокие символические вопросы, связанные с судьбой, временем, возрастом и оставлением позади вечной девственности; а также с разлукой с собственной матерью и с идентификацией с вечной дочерью, которая всегда может снова вернуться домой. Это и есть брак-смерть, воплощённый в мифе об Аиде и Персефоне. Часто женщина испытывает много негативных чувств по отношению к своему ребёнку, и хотя это естественно и неизбежно, это вызывает беспокойство, если женщина отождествляется с коллективным мнением, что нужно всё время быть полностью и жертвенно любящей или что она Ужасная Мать. Желание разрушать часто является частью опыта родов, и в этом есть архетипический аспект. У многих животных это проявляется так, как будто они рожают для того, чтобы обеспечить себя пищей. Рыбы, например, делают это немедленно; они заглатывают своё потомство, и это оказывается лучшей едой за последние несколько недель до его появления на свет. Но признание таких чувств поднимает глубокую моральную проблему, потому что есть разница между переживанием чего-либо и выражением этих переживаний действием. Часто отказ переживать эти чувства заставляет человека бессознательно их проигрывать вовне. Если не принять этот вызов и полностью подавить негативные чувства, то их подхватит бессознательное ребёнка. Ужасная Мать всегда живёт бок о бок с Доброй Матерью. То же самое и с творческой работой, которая также констеллирует архетип матери. Существует не только стремление что-то произвести на свет; также часто возникает стремление это разрушить, и многие художники вполне привыкли к амбивалентности и путанице в своих усилиях. Но коллектив не обвиняет художника, в то время как он обвиняет мать.

Я думаю, вы видете, что степень, в которой настоящие родители могут допустить амбивалентность и гибкость чувств в своём браке и своём сознании, оказывает огромное влияние на то, насколько ребёнок, став взрослым, может допустить такую амбивалентность внутри себя. Чем сильнее подавление в фактическом родительском браке, тем больше эти вещи будут гноиться в бессознательном и тем большую власть они обретут над жизнью человека в дальнейшем. В этом отношении родители, как люди, обладают огромной властью и несут огромную ответственность, хотя это некомфортная мысль и она, несомненно, напугает многие пары настолько, что в результате они так и не заведут детей.

Продолжение – Лиз Грин. Родительские архетипы 5