Лиз Грин. Часть 1. Природа Хирона. Ч.2

Перевод новой книги Лиз Грин “Хирон в любви”.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Природа Хирона. Часть 1.

Перевод  – Игорь Сивак, 2024г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Давайте начнём с рассмотрения Хирона в мифах и того, что этот древний свод историй может рассказать нам на психологическом уровне. Затем мы можем начать исследовать вопрос о том, почему Хирон кажется столь чрезвычайно важным в отношениях. Любой из вас, кто работает с синастрией, несомненно, заметил, что близкие аспекты Хирона между гороскопами пугающе распространены в интенсивных отношениях, где есть мощное физическое влечение. Поначалу эта частота может показаться бессмысленной, так же как и преобладание Сатурна в синастрии, если мы не начнем думать об отношениях в других терминах, отличных от «и они жили долго и счастливо».

Может показаться, что Хирон не имеет мало общего с любовью и влечением. Символически он связан с тяжёлыми темами несправедливых человеческих страданий, неоправданных ранений и болезненным вопросом о том, почему так много порядочных, невиновных людей подвергаются в жизни крайне несправедливым и явно произвольным обидам. Хирон также, по-видимому, связан с психологией «профессиональной жертвы», которая, в классическом отражении того, что Юнг называл энантиодромией, приводит к парадоксу, когда жертва становится преследователем, требующим множество новых жертв среди тех, кого воспринимают как угнетателей. Таким образом, из страданий возникают злоба и мстительность, а не сострадание и мудрость. Какое это имеет отношение к любви? Это во многом может быть связано с ней на более глубоких уровнях, нуждающихся в нашем более пристальном внимании, когда мы пытаемся понять, почему мы вступаем в отношения, которые иногда причиняют столько боли.

Иконография Хирона

Имя Хирон по-гречески правильно пишется как Хейрон и происходит от слова «хейр», что означает «рука». От этого слова происходит термин «хейромантия»: хиромантия, или «гадание по руке». Имя Хирона связано с умениями, присущими его рукам как целителя и охотника. Одно из своих первых мифических появлений Хирона происходит в «Илиаде» Гомера, где он описывается как «самый праведный из кентавров».

Что значит «самый праведный»? Подразумевается, что кентавры в вообще, будучи наполовину лошадьми и движимые своими животными инстинктами, не всегда имеют представление о праведности. Но этот кентавр отличается от остальных, потому что отстаивает идею поступать правильно и справедливо. Другими словами, он демонстрирует разум, который для греков был одним из наиболее важных атрибутов божественности. В греческой мысли разум не подразумевает только рациональный анализ. Он предполагает ясность, перспективу, равновесие, способность видеть связи и последствия, а также интуитивное понимание целого.

Мы встречаем Хирона в греческом искусстве, датируемом IX веком до нашей эры, где его изображают, иллюстрируя ту или иную связанную с ним историю. В этой иконографии интересно то, что в этот архаичный период другие кентавры представлены так, как мы обычно о них думаем, основываясь на искусстве более поздних веков: божественная половина, изображённая обнаженной, заканчивается на талии, и с этого момента кентавр становится лошадью. У этих фигур обычно две человеческие руки и четыре лошадиные ноги. Но в доклассическом греческом искусстве, таком как эта амфора VI века до н. э., изображающая Пелея, передающего своего маленького сына Ахилла на попечение Хирона, Кентавр изображён одетым в хитон, своего рода тунику, застегивающуюся на плече, и у него полностью человеческая форма, включая две человеческие ноги. Лошадиная часть прикреплена у основания позвоночника, и две задние ноги – лошадиные. Это изображение идентифицирует Хирона, как гораздо более близкого к человечеству, чем его собратья, вплоть до того, что он одет как обычный греческий гражданин.

Другие иконографические свидетельства идентифицируют Хирона как отличающегося от своих собратьев-кентавров. Обычно его изображают наставляющим Ахилла или другого юного царевича, потому что это одна из его главных ролей в мифе. Он является наставником молодых царевичей монарших династий греческих городов-государств. Мы всегда можем узнать Хирона в ранней греческой иконографии, во-первых, потому, что он более человечен, чем другие кентавры, а во-вторых, потому что он часто изображается как наставник или учитель в сопровождении человеческого ребёнка.

Амфора датированная ок. 520-510 гг. до н.э. из школы художника Антимена, изображающая Хирона, принимающего юного Ахилла от отца мальчика, царя Фтии Пелея. Художественный музей Уолтерса, Балтимор.

Продолжение – Лиз Грин. Часть 1. Природа Хирона. Ч.3.