Лиз Грин. Часть 1. Природа Хирона. Ч.3

Перевод новой книги Лиз Грин “Хирон в любви”.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Природа Хирона. Часть 2.

Перевод  – Игорь Сивак, 2024г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Близость Хирона к человечеству и его одиночество прекрасно изображены в романе Мэри Рено «Бык из моря». В романе он не настоящий кентавр. Рено изображает архаичную Грецию таким образом, что представляет её доступной и правдоподобной, и книга прочно опирается на археологические и литературные источники. Но в её изображении ясно, что Хирон принадлежит к более раннему потоку человеческой эволюции – возможно, неандертальскому, – последним выжившим остатком которого являются он и его народ. Его называют «Старый Умелец», что является отсылкой к греческому значению имени Хейрон, и он одновременно царь и жрецом своего народа, а также целитель. Вот как описывает его Рено:

Какой бы дикий облик ни принял его бог-хранитель, чтобы зачать его, какой-то бог там был. Это было видно по его глазам. Тёмные и печальные, они смотрели назад, в далекое прошлое, в древние времена земли, до того как Зевс стал править на небесах… И я понял печаль старого кентавра. Он поднялся от земли дальше, чем весь его народ, который боялся его мудрости и не знал его ума. (8)

8 Мэри Рено, «Бык из моря» (Mary Renault, The Bull From the Sea (London: Penguin, 1973), pp. 57-58.)

В классический греческий и римский периоды мода на выделение Хирона среди других кентавров угасла, и он стал изображаться так же, как и они, за исключением характерной символики наставления человеческого ребёнка. Эта римская фреска из Геркуланума, датируемая I веком н. э., довольно хорошо известна и, как и гораздо более древняя греческая вазопись, изображает кентавра, наставляющего Ахилла. Хотя Хирон представлен в обычном полулошадином облике, его лира и лавровый венок вокруг головы связывают его с Аполлоном, богом пророчества, исцеления и музыки, который, согласно мифу, воспитал его после того, как его бросила его мать Филлира.

Этот вид иконографии, использующий символы для обозначения определённых атрибутов и значений, очень похож на иконографию многих мировых религий. Каждый символ сам по себе содержит историю. Хирон — целитель, поэтому его иногда изображают в связке с другими божествами-целителями, такими как Аполлон и Асклепий. Он также учитель, поэтому его показывают дающим наставления ребёнку. На фреске Геркуланума он учит Ахилла игре на лире. Но на большинстве древних изображений он обучает своего ученика искусству охоты. Астрологи склонны забывать об элементе охоты, который неоднократно подчёркивается в изображениях мифического Хирона. Обычно его воспринимают как доброго и мудрого целителя, но он разделяет со своими собратьями-кентаврами пристрастие к преследованию и убийству.

Художники продолжают изображать Хирона и в современную эпоху, сохраняя мотив учителя юных царевичей. Но акцент делается именно на охоте, а не на искусстве врачевания. Этот пастельный рисунок Эжена Делакруа, 1862 года, называется «Воспитание Ахилла», и на нём Хирон обучает будущего героя искусству охоты. Атмосфера дикая и неспокойная.

Следующая картина, датированная 1782 годом, написана Жаном-Батистом Регно и также называется «Воспитание Ахилла». Хирон демонстрирует, как пользоваться луком. Тон картины не возбуждённый, как у Пюже (имеется в виду картина Пьера Пюже с одноимённым названием – прим. переводчика), и Хирон изображен молодым и безбородым, а не обычным «старым мудрым кентавром» с всклокоченными волосами и бородой. Проиллюстрированы его терпение и забота, а не энергия и жестокость, хотя тема охоты остается той же. Наряду с образом мудрого кентавра, обучающего и исцеляющего, прослеживается преемственность представлений о кентаврах, как выражении дикой, первобытной природы.

Оба аспекта присутствуют в символе Хирона, и оба качества могут проявляться в отношениях, когда Хирон констеллируется синастрическими аспектами между двумя картами.

13_.jpg

Хирон обучает Ахилла игре на лире. Римская фреска из Геркуланума, I век н. э.

Национальный археологический музей Неаполя.

14_.jpg

Эжен Делакруа, Воспитание Ахилла (1862). Коллекции Центра Гетти, Лос-Анджелес.

15_.jpg.jpg

Жан-Батист Реньо, «Воспитание Ахилла Хироном» (1782).

Музей Лувра, Париж.

Продолжение – Лиз Грин. Часть 1. Природа Хирона. Ч.4.