Лиз Грин. Часть 1. Природа Хирона. Ч.4

Перевод новой книги Лиз Грин “Хирон в любви”.

Предыдущий перевод – Лиз Грин. Природа Хирона. Часть 3.

Перевод  – Игорь Сивак, 2024г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

И наконец, вот две картины конца XIX – начала XX века, которые остаются верны этой теме. Первая – элегантный эскиз Джона Сингера Сарджента в стиле ар-деко, на котором Хирон учит Ахилла пользоваться луком. Он был написан в 1921 году. Вместо того чтобы охотиться в лесу, они находятся на небесах, сопровождаемые орлом Зевса.

Вторая картина итальянского художника Эдуардо Этторе Форти датируется концом XIX века. Она называется «Праздник кентавров» и изображает кентавра, который может быть, а может и не быть Хироном, несущим на спине менаду – женщину, посвященную в дионисийские мистерии. Это изображение – деталь; полная картина показывает двух других кентавров, музицирующих для пары на свирели и флейте Пана.

Существует не так много изображений, древних или современных, которые связывают кентавров с эротической игривостью и близостью, а не с похищением и изнасилованием. Последнее – более обычная тема в искусстве кентавров на протяжении веков, хотя сам Хирон никогда не изображался таким образом. Римская скульптура, известная как «Кентавр Боргезе», представляет кентавра с Эросом на спине, но неясно, Хирон ли это. Если да, то это необычный мотив в его ранней иконографии. (9)

9 Тема менады верхом на кентавре появляется на фреске на вилле Цицерона в Помпеях, датированной I веком н.э. Менады или вакханки, женщины, посвящённые в мистерии бога Диониса, были известны своим диким, экстатическим поведением во время посвящённых богу ритуалов. Римляне, похоже, считали их естественными спутницами кентавров.

В мифе у Хирона была жена по имени Харикло, чье имя означает «изящная прядильщица». Она была нимфой-Океанидой, жившей с ним на горе Пелион и была выступавшей в роли приемной матери для юных царевичей, находящихся на попечении Хирона. Но она редко изображается в античном искусстве. Отцом Харикло обычно называют Океаноса, бога вселенского океана, который окружает Землю. Океанос не только тесть Хирона, но и его дед по материнской линии через его мать Филиру. На изображении ниже, с афинской чаши для вина, датируемой VI веком до нашей эры, показана Харикло, самая дальняя справа, с другими божествами, входящими в свадебную процессию Пелея и морской богини Фетиды. Повреждение чаши для вина уничтожило нижнюю половину её тела, а также первые буквы её имени, начертанные над её головой. Хирона можно увидеть слева, далее в процессии, в комплекте с охотничьими трофеями. Он изображён в характерной архаичной манере, с двумя человеческими ногами. Под плащом Харикло на её хитоне едва виднеются фигурки коней или кентавров. (10)

10 Имя Харикло теперь присвоено планетоиду или «кентавру», обращающемуся, как Хирон, между Сатурном и Ураном (10199 Харикло). Он был открыт Джеймсом В. Скотти в 1997 году. Харикло, который больше Хирона, имеет кольца, подобные кольцам Сатурна.

Харикло родила Хирону много детей. Среди них были нимфы-Пелиониды, жившие на горе Пелион, и сын по имени Каристос. Как и его сестры, Каристос имел человеческий облик. Ему поклонялись как деревенскому богу растительности на острове Эвбея.

Изображения Хирона очаровывают людей уже почти три тысячелетия. До сих пор мы видели три лика Хирона: учителя-целителя, охотника и, что менее распространено, но, возможно, не менее важно, любовника. Все три имеют отношение к астрологическому Хирону. Когда мифический образ продолжает жить и вдохновлять творческие идеи в искусстве на протяжении веков, он описывает нечто, что продолжает иметь для нас жизненно важное значение с точки зрения нашего психологического выражения. Это бесконечная история, архетипический паттерн, а не архаичное верование, которое кануло в Лету вместе с гибелью древних культур.

Интересно отметить, какие мифические персонажи древности демонстрируют такую «активность» и долговечность, поскольку они говорят нам, какие архетипические паттерны на протяжении веков остаются для нас наиболее резонансными. После падения Рима мы мало видим Геру, но Орфей с его лирой остается постоянной темой в романтическом искусстве. Кентавров мы и сегодня видим на рекламных логотипах и в таких фэнтезийных фильмах, как «Гарри Поттер и философский камень» (2001), в котором созданный с помощью компьютерный графики кентавр Фиренце, озвученный Полом Фироном, наставляет Гарри относительно опасностей Тёмного леса, и «Хроники Нарнии: Лев, ведьма и платяной шкаф» (2005), где Патрик Пол Кейк играет добродушного кентавра Арея. И даже сам Хирон появляется в кино в исполнении Пирса Броснана в фильме 2010 года «Перси Джексон и олимпийцы: Похититель молний». Есть что-то в гибридной природе кентавра – его странной полулошадиной, получеловеческой форме – что продолжает нас очаровывать.

17_.jpg

Фрагмент картины Эдуардо Этторе Форти, «Фестиваль кентавров», ок. 1895.

Частное собрание.

19_.jpg

Харикло (крайняя справа) сопровождает других божеств, включая Хирона, в свадебном кортеже Пелея и Фетиды. Греческая чаша для вина, VI век до н.э., © Попечители Британского музея.

Продолжение – Лиз Грин. Часть 1. Природа Хирона. Ч.5.