Лиз Грин. Глава 8. Безошибочные внутренние часы. Часть 1

Перевод семинаров по психологической астрологии Лиз Грин и Говарда Саспортас.

Предыдущий перевод – Лиз.Грин. Отношения. Глава 7. Почитай отца. Часть 18.

Перевод  – Игорь Сивак, 2024г. (эксклюзивно для СПб Института Астрологии).

Свобода воли — это способность с радостью делать то,
что я должен делать.
К.Г.Юнг

Семена груши вырастают в грушевые деревья, семена орехов
вырастают в ореховые деревья; семена Бога – в Бога.
Мейстер Экхарт

Загадка судьбы и свободы воли сбивала с толку величайших мыслителей на протяжении всей истории человечества. Астрология билась над этой загадкой, не меньше, чем философия и религия, и попыталась сформулировать на своём собственном языке ответ на вопрос, действительно ли существует такая вещь, как выбор. Отдельные школы психологической мысли по-разному исследуют аспекты той же проблемы: насколько человеческое поведение обусловлено наследственностью, насколько – средой, насколько – сознательным волеизъявлением. И здесь, как и в других сферах человеческих исследований, можно наблюдать неизбежное столкновение противоположных точек зрения. Загадка судьбы и свободы воли, вероятно, подобна многим другим глубоким вопросам, ответ на которые в конечном итоге состоит из парадокса. И астрология, и аналитическая психология описывают этот парадокс, каждая в разной фразеологии:

Человек привязан к колесу судьбы до тех пор, пока его не осенит осознание дарованного Богом выбора. Затем он прозревает парадоксальную природу силы, которая одновременно и связала его и дала ему силу разорвать эти узы, если он выберет боль, связанную с борьбой, и примет опасности свободы, с которыми придётся столкнуться на спиральном пути, поднимающемся вверх от сломанного колеса. (Фрэнсис Уикс, “Внутренний мир выбора” (Frances Wickes, The Inner World of Choice, Prentice-Hall, Inc., Engle-wood Cliffs, N.J. 1976.))

Судьба и свобода воли — главные философские вопросы; однако они актуальны не только для метафизических размышлений, но и для паттернов наших взаимоотношений. Какого рода выбор происходит, когда индивидуум влюбляется? Какого рода выбор происходит при рождении ребёнка, несущего в себе его собственный врождённый темперамент — темперамент, который может развиваться, а может и не развиваться соответственно родительским замыслам? Какого рода выбор есть у индивидуума, когда его бросает партнёр, несмотря на самые благородные усилия сохранить отношения в целости? И какую роль играет выбор в ущербе, который так часто наносит трудное детство и над преодолением которого нам иногда приходится бороться всю жизнь?

Есть люди, которые предпочитают верить, что все в жизни случайно, подчинено исключительно прихоти случая; и это в какой-то степени утешает, поскольку облегчает бремя личной ответственности. Есть также люди — а их на Востоке миллионы — которые верят, что жизнь течёт целиком в соответствии с предопределением индивидуальной кармы, следствиями причин, уходящих корнями в прошлые воплощения; и это тоже утешает, потому что освобождает от ответственности за настоящее. Наконец, есть люди, которые верят, что воля индивидуума является определяющим фактором его судьбы – позиция несколько менее утешительная, потому что жизнь привычно сталкивает нас с вещами, которые невозможно изменить усилием даже самой сильной воли.

Очевидно, что многим из нас присуще нежелание творчески подходить к этому вопросу судьбы и свободы воли, поскольку слишком внимательное его изучение равносильно принятию на себя ответственности, которую мы не готовы, а возможно, и не приспособлены на себя принять. Тем не менее, у нас должна быть некоторую вера в силу выбора, без которой мы погружаемся в беспомощную апатию, и некоторая вера в руководящие законы самой жизни, чтобы их действие не оставило нас непоправимо сломанными.

Продолжение – Лиз Грин. Безошибочные внутренние часы. Часть 2.